Как музыканту найти инвестиции

У большинства артистов редко бывает возможность самостоятельно финансировать продвижение своей музыки и бренда в достаточном для популяризации объёме. Благодаря этому все начинающие артисты проходят некий естественный отбор, в котором, согласно всем законам эволюции, выживают только сильнейшие. Осознавая, сколько стоит продвижение артиста, появляется логичный вопрос, а как артисту найти деньги на продвижение своего творчества? И сейчас мы говорим не просто о возможностях заработка, а именно о возможностях привлечения долгосрочных финансовых решений. Сегодня музыканту гораздо проще получить внешний источник финансирования, чем какому-нибудь классическому предпринимателю почти из любой другой индустрии. По традиции начну с основ и постепенно перейду к деталям.


В первую очередь разрушу парочку устоявшихся мифов и расскажу о форматах работы прошлого века, которые по вполне понятной мне причине всё ещё живы на территории СНГ. Советую разобраться чем отличается продюсерский центр от музыкального лейбла для наиболее полного понимания этого вопроса. Люди привыкли ошибочно считать, что для запуска успешного бизнеса обязательно нужно получить толстую котлету из долларов, якобы без инвестора невозможно начать своё дело. Но если взглянуть на факты из истории бизнеса, то можно понять, что инвестиции в любой успешный проект пришли только в тот момент, когда стартап уже был полностью упакован, у него уже были рабочие прототипы, наработки или даже активный спрос на продукт в локальном масштабе. Есть, конечно, исключения из этого правила, например, семьи Трампов, Рокфеллеров, Ротшильдов и прочих рептилоидов, которые уже родились с золотой ложкой. Но если взглянуть на сухие факты, можно обнаружить, что с каждым годом эти люди чаще уменьшают своё состояние, чем увеличивают его. Если посмотреть на их финансовое состояние сейчас и сравнить с прошлым, станет видно, что они уже далеко не такие влиятельные, как об этом рассказывают любители теории заговора и РЕН ТВ. Обрати внимание на биографии всех крупных артистов и лейблов в России и в мире, и ты увидишь, что большинству из них в начале вообще было нечего кушать, фигурально выражаясь. И все эти успешные истории объединяет аналогичная кульминация: в определённый момент, когда на них уже был спрос и активная поддержка, когда в локальном масштабе они были уже самодостаточны, они все получили возможность масштабировать своё дело с помощью инвестиций. Заметь — у них появилась возможность не начать, не запустить, не открыть, а именно масштабировать свой проект. Многие стартапы начинали с краудфандинга, и не меньше артистов собирали свои первые крохи с продаж мерча, квартирников, стримов и пожертвований. И только после регулярных, но настойчивых провалов и небольших успешных шагов инвесторы замечали кого-то из них. Но, раз мы заговорили о формате «классический инвестор», важно понимать, почему в сфере персональных брендов это работает плохо. Инвестор артиста заберёт себе не меньше 50% (а чаще все 90%) от всего заработка, если будет вкладывать бюджеты на самых ранних этапах продвижения. А если артист не отобьёт инвестиции, он просто превратится в должника, и на этом сказка закончится. Так работает классический продюсер-совкопитек. Сухая статистика и многолетние наблюдения говорят о том, что от количества вложенных средств вероятность окупить проект почти никак не увеличивается. Если артист не может заинтересовать хоть какого-то слушателя без крупных вложений, то и с вложениями он этого никак не сделает. Конечно, разрекламированную музыку услышит больше людей, но она всё так же продолжит никому не нравиться и просто не будет распространяться самостоятельно. Ты же наверняка знаешь истории про артистов одной песни, и про большинство из них ты даже никогда не вспомнишь. Подробнее об этом я рассказывал в ТОП5 советов артисту на пути к успеху, а теперь поведаю о том, какими ещё способами музыканты добиваются финансирования в современных условиях.


Многим исполнителям с активной аудиторией слушателей можно начинать задаваться вопросом: как и зачем артисту открывать ИП? Сегодня для работы с хорошими бюджетами не обойтись без образования юридического лица. Если у исполнителя есть верная база поклонников, то его музыка может генерировать лояльную аудиторию, которая нужна спонсору. Любой музыкальный лейбл в мире заинтересован в одной задаче — увеличить свой заработок, и сегодня это возможно, только регулярно выпуская релизы. Поэтому каждый адекватный музыкальный лейбл страстно желает привлечь себе таких артистов, которые будут генерировать ему много новых денег. И таким артистам лейбл с радостью выплатит аванс в качестве дополнительного стимула к работе и крючка для удержания. Аванс — это обычная предварительная выплата определенной суммы в счёт будущих платежей. То есть, если тебе полагается выплата роялти в размере 50%, и тебе выплатили авансом 50 рублей, то следующие выплаты тебе будут поступать только после получения дохода с роялти в размере 100 рублей, ибо свои 50% от этой суммы ты уже получил. Более того, пока лейбл не заработает себе эти 100 рублей, артисту будет не очень просто покинуть лейбл, потому что финансовые обязательства сторон считаются юридически не выполненными. Из этой простой формулы следует, что лейблам очень выгодно выплачивать авансы потенциальным хит-мейкерам. Таким образом мы вычисляем, что для получения авансирования правообладателем у музыкального издательства достаточно убедить выпускающую организацию в том, что твоя музыка может приносить прибыль, если в неё вложиться, и ты способен выпускать её часто. Очень глупо считать, что грамотный лейбл, увидев в тебе потенциал хорошего заработка, не воспользуется такой возможностью. Важно понимать, что в отличие от творческих людей, лейблы занимаются бизнесом, и они стараются принимать только взвешенные рациональные решения. Любая коммерческая организация будет ориентироваться на статистику, сухие факты и числа, а не на эмоции. Лейбл не станет авансировать артистов, которые выпускают пару релизов и надолго пропадают с радаров. Ему не интересно финансировать артистов, у которых почти не меняется число постоянных слушателей, и с этим ничего не делается. Его вообще не возбуждает, когда в соцсетях артиста глухо, и контент публикуется не чаще пары раз в месяц. Такие артисты не смогут увеличить его заработок, поэтому он просто не будет тратить на них своё время. Ему, как инвестору, хочется финансировать такие стартапы, которые активно работают, развиваются и увеличивают численность своей лояльной публики. Если говорить проще, чтобы артист получил инвестиции от лейбла, ему нужно, как минимум, хорошо понимать и применять на практике основы контент-менеджмента и проходить все последовательные этапы продвижения артиста с нуля. Рядом с этим вариантом получения финансирования стоит синхронизация музыки в кино. Интеграция музыки в сериалы и фильмы была разобрана в обучающем стриме в группе VK. Продажа прав на использование объектов авторского права возможна даже для малоизвестных правообладателей, а система авансирования артистов лейблами — это в некотором смысле форма кредитования, выгодная всем сторонам. Главное в этих вопросах — показать свою ценность и доказать кредиторам свою окупаемость.


Ещё один способ привлечения финансирования в музыкальный проект в классических видах бизнеса называется спонсорством. Зачастую спонсор финансирует проект частично, получая разовые рекламные интеграции в контекстном и нативном форматах. Для продажи прямой рекламы в социальных сетях обычно требуется наличие лояльной аудитории, но для получения продакт плейсмента в клип артисту достаточно понимать свои рекламные возможности в эквиваленте охватов. Капитализму важно не сколько у тебя подписчиков, а сколько людей охватит твой контент — сколько людей увидит рекламируемый продукт!? Если ты планируешь провести и раскрутить онлайн-концерт, создать информационный повод вокруг музыкального клипа, распространить вирусное видео в Instagram или запустить челлендж, это обязательно наберёт определённое число зрителей. А если при этом ты рекламируешь что-то действительно интересное, то органический охват зрителей может стать в десятки раз выше рекламных. Если спонсор (например, парфюмерный бренд или производитель кофе) будет уверен, что твоё видео или онлайн-концерт увидят сотни тысяч человек, у него однозначно появится интерес забрендировать это своей продукцией. У крупных компаний этим занимаются целые отделы рекламы, и с появлением ютуба объемы этой деятельности только растут. Уже никого не удивить брендом одежды на концерте, маркой автомобиля в челлендже или алкогольным генеральным спонсором в клипе у ноунеймов, разница лишь в стоимости такой интеграции. Чем выше охват и чем лояльнее аудитория, тем выше становится цена размещения. Существует несколько вариантов предложений спонсору: генеральный, общий и легкий. Они могут по-другому называться, красиво оформляться и гарантировать золотые горы, но основное отличие этих пакетов заключается в масштабе интеграции. Генеральный спонсор в исключительном порядке претендует на самые большие и заметные размещения, самые нищебродские варианты довольствуются постом / упоминанием в социальной сети, а общим пакетам достаётся делить между собой остатки плюшек примерно поровну. Важно понимать, что генерального спонсора, скорее всего, увидит не менее 90% охвата, когда остальные чаще всего попадают в поле зрения менее половины охваченной аудитории.

Больше способов привлечения инвестиций в музыкальные проекты можно найти в социальных сетях.
Подпишись на мои:

Группа VK

Telegram

Оставить комментарий