Совершенно естественным является тот факт, что многие россияне путают такие понятия, как продюсерский центр и музыкальный лейбл. Это связано с тем, что на протяжении всей нашей истории власти старались централизовать любую коммерческую и творческую структуру в стране. Об этом в подробностях написано в статье История и эволюция российского музыкального бизнеса. В этой статье я объясню фундаментальную разницу между музыкальным лейблом и продюсерским центром.
Опустим Основные заблуждения музыкантов в начале карьеры и обсудим факты. В статье Как музыкальные лейблы обманывают артистов я приводил пример сказочного Black Star. На самом деле эта замечательная компания не имеет ничего общего с музыкальным лейблом, ибо их принцип работы полностью продюсерский. Артист подписывает контракт с дьяволом и обрекает себя на несколько рабских лет, затем он выпадает из самолёта без парашюта. Вся безысходность ситуации заключается в том, что именно продюсерский центр Black Star, работающий по устаревшей советской модели, заключает договор с музыкальным лейблом Believe, который защищает их права и лицензирует музыку их артистов. И когда у артиста с продюсером возникает спор, лейбл защищает своего клиента. И, несмотря на то, что подобное противоречит закону об авторском праве, артистам приходится с большим трудом отстаивать в суде свои песни и творческие имена. Я регулярно слышу фразы в стиле «Я артист, я хочу заниматься только музыкой и не вникать в эти мелочи». Только, дружок, эти мелочи могут уберечь тебя от фатальных провалов в будущем, если ты их внимательно изучишь. В условиях XXI века музыкант не может себе позволить не знать базовых правил игры, в которую собрался играть. Продюсер (советского формата) — это персонаж, который забирает все возможные права на деятельность артистов, включая их интеллектуальную собственность. Фактически продюсер (настоящий) — это производитель музыкального контента. Отечественный продюсер по контракту не обязан заниматься своим артистом, зато имеет право забирать до 95% от всей его прибыли. Например, когда я говорил о том, насколько глупо подписывать Скруджи на Black Star, некоторые их сотрудники уверяли меня, что это супер мега крутой проект. Было много инвестиций, которые себя не оправдали, после чего об этом артисте почти ничего не слышно. Всё потому, что сказочный продюсер почесал репу и решил прекратить вложения в этот бесперспективняк. Теперь наш Скрудж Макдак сидит на 10% от ничего и 8-летнем контракте, по завершении которого сможет выступать под именем Скруджи и исполнять треки, которые сам написал, только через долгие судебные процессы. Более того, все инвестиции тем или иным образом, ему придётся возмещать. А если бы Эдуард Выграновский читал этот сайт или хотя бы статью Топ5 советов артисту на пути к успеху, он сейчас мог сделать хоть что-то. По крайней мере, он проходил бы все Этапы продвижения артиста с нуля, будучи независимым от настроения и планов дяди. Это в целом всё, что необходимо знать о продюсерских центрах советского формата.
Музыкальный лейбл — это выпускающая компания! Он работает по принципу издательства в книжном бизнесе. Ровно как автор передаёт права на выпуск и продажу своих книг издательству, артист лицензирует и выпускает свои песни на музыкальном лейбле. Лейбл — это лишь одна из составляющих музыкальной деятельности, которая включает в себя дистрибуцию творчества и юридическую поддержку. Подробнее обо всех составляющих ты можешь узнать в статье Как устроена команда артиста. Единственные права, которые забирает музыкальный лейбл у артиста/продюсера — это права на публикацию и на сбор различных финансовых вознаграждений (роялти) с продажи музыки, которыми делится с заказчиком в его пользу (эти права называются исключительной лицензией). Больше никаких прав музыкальный лейбл себе не требует! Например, если в вашем лицензионном договоре в перечне передаваемых прав написано «публичное исполнение», это означает, что лейбл будет собирать роялти каждый раз, когда кто-либо исполняет твою песню на концерте. А когда выступаешь ты или любой другой артист, концертная площадка делает выплаты в РАО, откуда лейбл и забирает вознаграждения, которыми делится с тобой. Таким образом, помимо гонораров за выступления, артисты зарабатывают на авторских отчислениях. И тут важно объяснить разницу между музыкальным лейблом и агрегатором, ибо второй большую часть этих задач не выполняет. Агрегатор (например: TuneCore, Multiza, CD Baby и др.) — это онлайн сервис, который размещает музыку на цифровых площадках и собирает роялти исключительно с этих цифровых площадок. Зачастую агрегаторы не имеют никакой технической поддержки и сотрудников, с которыми вы можете пообщаться и запросить те или иные отчёты. А если людей нет, то и спросить тебе не с кого! Опустим сотни историй о том, как тяжело выводить деньги и получать отчёты у агрегаторов. Агрегаторы в большинстве случаев не контролируют размещения твоих песен на YouTube другими пользователями и уж точно не собирают твои авторские отчисления в РАО. Ты, скорее всего, даже не сможешь установить картинку профиля артиста в цифровых магазинах музыки, работая с агрегатором, не говоря уже о более сложных настройках и операциях. Более того, агрегатор никогда не даст тебе промо-поддержку и, тем более, аванс за твой материал. Поэтому лучше отдать лишний процент с твоих роялти музыкальному лейблу, чем экономить копейки на надёжности. Да, копейки! Потому что, если ты до сих пор задаёшься вопросом «нужен ли мне лейбл, мне и с агрегатором хорошо», значит, больших денег ты точно не зарабатываешь на своей музыке.
А теперь к приятным новостям! Один из главных стимулов для развития музыкального рынка в любой стране – это наличие масштабных объединений независимых артистов и здоровой конкуренции. Статьи на этом сайте будут продолжать выходить в стандартном режиме, поэтому ты можешь на него подписаться, чтобы получать уведомления. В моей группе ВК я периодически выхожу в прямой эфир и отвечаю на вопросы зрителей. Скоро много нового материала!