История и эволюция российского музыкального бизнеса

Регулярно я пишу о том, что не существует никакой единой схемы продвижения музыкальных проектов, ибо каждым человеком творчество воспринимается совершенно по-разному. Артист должен выделяться на фоне огромного множества других музыкантов и исполнителей, чтобы стать заметным для слушателя. Для этого ему необходимо быть уникальным и обладать заметным числом индивидуальных особенностей. И не смотря на то, что в большинстве постсоветских стран конкуренция независимого предпринимательства не особо развита, тебе обязательно нужно перенастроить свой подход к делу в более прогрессивную форму, раз уж ты выбрал современную профессию. Ввиду того, что всю нашу историю предпринимательство было почти всегда монополизировано государством, люди совершенно не научились понимать простые законы рыночной экономики в обществе потребления. В этой статье я разберу исторические факты российской музыкальной индустрии, которые привели к тому бардаку, который сейчас у нас происходит. Я предложу эффективные решения большинства сложившихся проблем и конструктивный план развития нашей индустрии. Начну с причинно-следственных связей.


Сразу отбросим музыку древнего мира и все истории о раскопках флейты 40тыс лет до нашей эры. До эпохи ренессанса музыка была абсолютно независима (за исключением религиозной музыки) и больше напоминала формат современных уличных артистов. Непосредственно в рыночную коммерческую индустрию развлечений это переросло в Европе приблизительно в XV веке с появлением централизованных концертных мероприятий. В Российской Империи данная деятельность стала регламентироваться в середине XIX века благодаря Николаю I. Более устойчивый вид (с появлением записанной на носителях музыки) музыкальная индустрия приобрела в конце XIX века (в России в начале XX века). Соответственно данное направление деятельности в его сформированном виде является сравнительно молодым видом бизнеса. Однако ввиду того, что за последние 30 лет мир развивается намного быстрее, чем за всю историю человечества, наша индустрия не планирует отставать. Ведь больше научных открытий и технологических разработок, чем за последнюю треть века, мир не видел никогда. И именно те страны, которые создают новые тренды и технологии, являются мировыми финансовыми и интеллектуальными лидерами на сегодняшний день. Важно понимать, что такое развитие возможно только в условиях большой доли частного сектора экономики. Но ввиду монополии допотопного формата мы имеем примитивные ситуации, в которых всякие дочери Алсу занимают первые места в шоу «Голос Дети». Я не планирую указывать на масштаб деградации родителей, которые неосознанно отупляют своих детей бесконкурентным рынком, работая по схеме «Папа рыбак = сын рыбак». В древние времена это было логичным порядком дел, ибо возможности для приобретения новых знаний почти отсутствовали. Но в сегодняшнюю прогрессивную эпоху такой формат образования в развитых странах признан регрессивным. Представь, если дети чиновников становились бы чиновниками по решению родителей. Хорошо, что в нашем правительстве не работают такие глупые люди, чтобы принимать столь идиотские решения, которые могут привести к полной деградации системы управления государством! Ведь совершенно не случаен тот факт, что высокий уровень жизни и достатка есть в основном только в тех странах, где существует сменяемость выбранных управленцев и полная независимость между судебной, законодательной и исполнительной властью. Спроецируем эти социально-политические выводы на музыкальную индустрию. Пока мы не получим децентрализованный независимый рынок артистов, никакого трендсеттинга и развития шоу-бизнеса в стране ожидать не имеет смысла. Теперь разберём более локальные вопросы.


Советский Союз всегда полагался на сильных лидеров, ошибочно считая централизованную систему управления эффективной (другой в российской истории никогда для сравнения и не было), что абсолютно логичным образом стало причиной полного развала государства. В итоге этот вождизм привёл к отстающему по всем направлениям обществу и менталитету (ты можешь не соглашаться с этим утверждением, если никогда не посещал развитые страны). И даже когда наши страны получили независимость, а народ – глоток свободы, мы совершенно не понимали, что нам с этой свободой делать. Естественно, это напрямую отразилось на музыкальной индустрии. С момента запрета частной инициативы в музыкальном бизнесе и его полного перехода в руки государства (в 1917 году) индустрия развлечений опять приходит в упадок. Пока на западе развивалось независимое творчество, у нас создавались продюсерские центры, которые были полноценными правообладателями артистов и их музыки. Они централизовано занимались созданием материала, его продвижением и монетизацией. Одним из основных показателей неэффективности советской системы музыкального бизнеса является тот факт, что ни одна из русскоговорящих звукозаписывающих компаний тридцатилетней давности не дожила до сегодняшнего времени, когда некоторые американские и европейские музыкальные фирмы столетней (и более) давности лидируют на мировом рынке по сей день. В 80е годы (благодаря перестройке) в музыкальном бизнесе зарождается конкуренция, ибо вновь появляется частная инициатива и самостоятельные кооперативы. Именно тогда в отечественный шоу-бизнес врывается Алла Пугачева с рекордной продажей 2.2млн копий пластинок. Сильнейшим толчком к развитию российского музыкального бизнеса послужил развал СССР. Отсутствие государственной цензуры привело к рыночным отношениям в музыкальной индустрии, что дало возможность мелким предпринимателям заниматься данной деятельностью самостоятельно. Напомню, что развитие экономики и уровня жизни населения возможно только в условиях развитого малого бизнеса. Эти небольшие фирмы всего лишь за пару-тройку лет полностью вытеснили из бизнеса бывшие государственные компании. Однако мы всё ещё сильно отставали от музыкальной индустрии развитых стран, ибо почти 80% рынка занимала пиратская продукциям (сказывалась любовь народа к халяве ввиду отсутствия денег). Но с приходом большого количества американской музыки в Россию, нашим артистам и продюсерам пришлось быстро развиваться, чтобы конкурировать с ними хотя бы на отечественном рынке. Таким образом к концу 90х мы получили современную музыкальную индустрию. В конце 1998 года начали дорожать полезные ископаемые, благодаря чему на протяжении следующих десяти лет наша страна активно развивалась с экономической точки зрения. А сокращение налоговой нагрузки в три раза привело к увеличению доходов россиян и улучшению собираемости налогов вплоть до 2008 года. С появлением интернета нам стали доступны независимая информация и растущий уровень свободных инициатив. Все приведённые выше обстоятельства рождают таких российских артистов, которые становятся известными и востребованными во всём мире (гр Тату, Витас, Дима Билан и др). Но с 2008 года (с 2014 более заметно) финансовая стабильность государства (следовательно, музыкальная индустрия тоже) начинают стагнировать, что приводит нас к следующему этапу.


Пока независимый музыкальный рынок активно развивается благодаря появлению цифровой дистрибуции и самостоятельных артистов, власть имущие наступают на те же грабли, которые разрушали стабильность страны на протяжении всей истории. Попытки монополизировать индустрию развлечений и цензурировать информацию опять приводят к деградации современной отечественной музыкальной индустрии и не только. Помимо того, что интернет будет ограничен уже к концу 2019 года решением правительства, а налоговая нагрузка на население и частный бизнес вновь растёт по схеме 90х годов, органы власти начали точечно блокировать неугодную музыку и запрещать концерты артистов, которые им не нравятся. Официальными проблемами концертного рынка сегодня считают низкую окупаемость мероприятий, завышенные гонорары популярных артистов, нелогичную стоимость билетов, коррупцию и несоразмерные расходы на рекламу. С последним пунктом я не совсем согласен, ибо высокие траты на рекламу концертов связаны исключительно с почти полным отсутствием квалифицированных маркетологов в этой сфере. Мы живём в XXI веке и уже успели подышать свободным воздухом, поэтому наше население (в частности молодое поколение) не готово к сценарию Северной Кореи или СССР. И пока у нас не отобрали конституционные и гражданские права, я настоятельно рекомендую их изучать и пользоваться ими. Именно на основании таких прав моя небольшая команда активно способствует продвижению и монетизации независимых артистов на всех этапах их развития. Мы усиленно распространяем музыку тех артистов, которых блокируют цензоры, находим альтернативные места для выступлений тех артистов, чьи концерты незаконно запрещает номенклатура. Мы создаём крупнейшее сообщество интересных музыкантов, которые стремятся к индивидуальности и независимости. И это далеко не весь перечень того, что мы делаем и планируем делать для развития здорового конкурентоспособного музыкального бизнеса в России. Если тебе интересно стать участником такого общества, подпишись на этот сайт, и ты будешь получать уведомления о выходе новых статей (никакого спама, только по делу). В этом году мы будем открывать первое общество независимых артистов музыкального жанра в России, и ты можешь стать частью этого движения. Я уверен, что более мощной социальной силой, чем аудитория артистов в мире ещё не существует, что подтвердилось на прошлогоднем концерте Я буду петь свою музыку.

Полезные статьи на тему продвижения музыкальных проектов можно найти на этом сайте. В группе ВК я периодически выкладываю короткие статьи о музыкальном маркетинге. Если этой информации тебе уже недостаточно, ты можешь записаться на консультацию. Скоро много нового и интересного материала.

Оставить комментарий