Основные заблуждения музыкантов в начале карьеры

Начинающие артисты очень часто напоминают мне предпринимателей, впервые создающих бизнес с нуля без должного образования. В большинстве случаев они допускают идентичные ошибки, оправдывая их почти одинаковыми глупостями. В этой статье я расскажу о наиболее частых заблуждениях артистов без профессионального опыта в вопросах монетизации своего творчества. По традиции будут описаны примеры из собственной практики и причинно-следственные связи без лишней теории.


Для начала рекомендую ознакомиться со статьёй Как устроен музыкальный бизнес, дабы мне не пришлось рассказывать о базовых положениях повторно. В первую очередь хочу развеять все надежды на то, что материал может раскрутиться сам по себе. Даже если твой материал выпускает мейджор, у тебя нет никаких факторов, способствующих распространению материала. Ибо выпускающие лейблы сегодня занимаются исключительно лицензированием и дистрибуцией музыки на цифровых площадках, а не её продвижением. Важно понимать, что дистрибьюторы и музыкальные издательства в наше время выполняют исключительно роли адвокатов, защищающих твои права на музыку, и бухгалтеров, собирающих деньги с продаж. Эти ребята берут на себя все бюрократические обязательства, за что ты и отдаёшь им оговорённый процент с монетизации. Они, конечно, могут предоставить твоему материалу цифровую промо-поддержку и попытаться продать его использование кинокомпаниям, но только если у тебя достаточно аудитории, чтобы данные трудозатраты себя оправдали. Поэтому, если у тебя нет активной аудитории в существенных масштабах, на подобную поддержку можешь не рассчитывать. Аналогичный порядок дел существует в сфере продажи выступлений. Довольно забавно выслушивать жалобы артистов на своих концертников, когда у этих исполнителей отсутствует горячая фан-база. Если у тебя нет людей, готовых купить билет на твой концерт, организаторам мероприятий банально не выгодно платить за твоё выступление. Кому нужны убыточные ивенты? Более того, почти все организаторы концертов имеют общие чаты, где регулярно запрашивают и получают информацию об окупаемости того или иного мероприятия. Если твоему концертному директору удалось продать твой перформанс пару раз, а затем тебя перестали заказывать, то, скорее всего, ты попал к ним в чёрный список на очень долгий срок ввиду отрицательных финансовых результатов на прошедших концертах. И тут мы приходим к тому, что, как и в любом другом крупном виде бизнеса, музыканту необходимо работать исключительно на долгосрочную перспективу, а не на быстрый заработок, ежели он не хочет сгинуть в пучине ненужных никому артистов. Соответственно, музыку нужно сначала продвигать, о чём далее и пойдёт речь.


Для более осознанного понимания данного абзаца рекомендую ознакомиться со статьёй Этапы продвижения артиста с нуля. Как минимум, она закроет вопросы о том, почему различных посевов музыки, татргетировнной рекламы в социальных сетях или даже попадания песни на радио (или клипа на ТВ) в качестве единственного инструмента промо будет совершенно недостаточно для обретения артистом локального уровня известности. Ибо невозможно построить дом с использованием одного единственного инструмента. И даже если в течение нескольких месяцев вести грамотную маркетинговую работу, а затем перестать её выполнять, результат этих работ будет постепенно и стремительно обнуляться. Я уже неоднократно рассказывал об артистах одной песни, которых при желании ты легко вспомнишь. Основными причинами таких событий в жизни музыкантов являются безграмотный менеджмент и шаблонный маркетинг, которые в музыкальном бизнесе встречаются повсеместно. Уже более десяти лет назад закончились последние истории о том, как гаражный бэнд случайно выстрелил без грамотного маркетинга. Сегодня такие ситуации практически невозможны. Рынок растёт, конкуренции становится больше, и каждый день появляются новые артисты с мечтами о славе. В настоящий момент более 4тыс артистов на территории СНГ зарабатывают приличные суммы благодаря своей музыке. Почти в 50 раз больше исполнителей стремятся к этому довольно активно, и существенная их часть вкладывают в своё продвижение солидные суммы. Забавнее всего наблюдать, как начинающие музыкальные проекты надеются на то, что их раскрутит русский авось. Напоминаю, что маркетинг — это очень точная наука, которая активно формировалась тысячелетиями. Невозможно реализовать вообще никакой продукт в широкие массы без грамотного коммерческого плана. Поэтому сейчас мы рассмотрим конкретные ситуации, с которыми я сталкивался в последнее время. А перед этим настоятельно рекомендую ознакомиться со статьями раздела Продвижение музыки в интернете.


Недавно я консультировал исполнителя, который был уверен, что лейбл его обманывает по финансовым отчётам. На протяжении года он ежеквартально получал менее 5тыс рублей в качестве роялти с цифровых продаж. При этом на вопрос — что было сделано по рекламе? — он ответил, что сеял свою музыку в ВК с бюджетами по 3-5тыс рублей на каждый сингл. Всего было выпущено 4 песни за год. Когда я полез проверять цитируемость его песен в ВК, её почти не было обнаружено (менее 20 публикаций в неделю). В его официальных сообществах суммарно было менее 5тыс подписчиков при почти отсутствующей активности. Откровенно говоря, даже удивительно, что при таких низких показателях у него выходит целых 5тыс рублей ежеквартально. Не так давно был ещё один забавный случай с другим исполнителем, после которого я всё реже иду на поводу у глуповатых процессуальных пожеланий артистов. Был согласован небольшой бюджет на посевы в размере 72тыс рублей, и на эту сумму мы без труда могли бы охватить около 2.5млн человек. Но заказчик захотел самостоятельно отобрать паблики для размещения, и приоритет был отдан сообществам с большим количеством подписчиков, при этом многие из предложенных нами эффективных сообществ с небольшим числом участников артист захотел заменить. В итоге мы охватили почти на 600тыс человек меньше, чем могли бы при работе в стандартном режиме. Итого эти безграмотные хотелки артиста снизили результативность распространения песни почти на четверть. Другой забавный случай с ещё одним исполнителем произошёл в начале мая. Я ранее рассказывал о том, как мы в течение нескольких месяцев таргетируем музыку артистов на окружение нужных нам музыкальных редакторов и программных директоров радиостанций, чтобы затем с более высокой результативностью отправлять им песни. Знакомый артист решил, что этой работы ему будет достаточно, и он хочет затаргетировать песню на окружение нужных ему лиц, принимающих решение на радио, за неделю до отправки. Он был абсолютно убеждён в том, что его специалист по связям с общественностью сможет договориться о ротациях сингла в рамках такой работы. Только проблема заключается в том, что любой редактор, получив предложение, полезет смотреть цитируемость песни в соцсетях и активность аудитории в сообществах артиста. Их, как уже, скорее всего, стало понятно, нет! Потому что никаких действий по распространению музыки в сети и регулярной работы по продвижению своего сообщества артист не ведёт. Соответственно, никакой пиарщик тут дело не спасёт. Были даже такие случаи, когда артисты откровенно не понимали, почему их первый сингл не звучит ни на одной радиостанции. Случается и такое, что артисты находятся в полном смятении от того, что вложенные ими 100тыс рублей не сделали их популярными.


В конце 2018 года мы начали работать с интересным артистом, который вложил значительно меньше этих сумм и приобрёл более 6 тысяч активных подписчиков в своей группе ВК. После того, как у артиста случились небольшие финансовые трудности, в его сообществе не происходило абсолютно никаких телодвижений (даже просто публикаций новых записей). В итоге за полтора месяца от артиста отписались уже более 500 человек, ибо они видят, что ничего там уже не происходит. Расскажу ещё об одном забавном случае. Знакомый артист периодически (раз в несколько месяцев) запускает таргетированную рекламу своего паблика и удивляется, почему так мало людей на него подписывается, ведь таргетируется аудитория, непосредственно взаимодействовавшая с его музыкой по итогам посевов. Но, если зайти в его паблик, всё становится очевидно, ибо посты у него выходят в лучшем случае раз в месяц. Вот кому вообще будет интересно подписываться на такое сообщество? И последний пример на сегодня. Начинали мы продвижение одного музыканта сразу в трёх соцсетях. Со временем он решил отказаться от работы с теми площадками, которые приносили ему меньше подписчиков и активности. Логичным итогом этого решения стало снижение эффективности результатов и в той конкретной соцсети, в которой он захотел продолжать активную работу. Бюджеты на активную соцсеть не поменялись, но результативность снизилась почти вдвое. Такой итог получился потому что разные соцсети – это как разные комнаты в квартире! Ибо ты не можешь обустроить только кухню или спальню, оставив при этом гостиную без мебели или ванную без санузла (вне зависимости от того, в какой комнате ты проводишь большую часть времени, а какую посещаешь только по нужде). Часть подписчиков из одной соцсети переходила и в другие, и целостная работа была гармоничной и взаимосвязанной, что давало дополнительный бесплатный виральный прирост активности. К сожалению, творческим людям очень тяжело бывает объяснить их заблуждения, ибо алгоритмической логике их мышление зачастую не поддаётся. И это далеко не весь список заблуждений, с которыми я сталкиваюсь в работе с артистами почти ежедневно. Как показывает практика, наиболее успешными становятся именно те исполнители, которые умеют прислушиваться к опытным специалистам в тех вопросах, в которых сами артисты не разбираются на профессиональном уровне. Но по закону рыночной экономики – клиент всегда прав! Ввиду этого моей команде часто приходилось соглашаться на работу по предложенной артистами, а не нами, схеме. Больше мы так будем стараться не делать.


Обязательно подпишись на этот сайт, чтобы получать новые статьи раньше других. Все подписчики моей группы ВК могут регулярно читать короткие статьи о продвижении музыки. Если же у тебя есть срочные вопросы, ты можешь записаться на консультацию вне очереди. Скоро будет много новых статей.

Оставить комментарий