Как грамотно выпустить релиз

Для начала хочу объяснить, что именно считается релизом в музыкальной индустрии. Если коротко, под релизами подразумеваются синглы (обычно это песни), альбомы (в том числе EP / мини-альбомы) и музыкальные видеоклипы. Выпуском считается дистрибьюция релиза на цифровые стриминговые сервисы Spotify, BOOM, Яндекс.Музыка, Apple Music и прочие музыкальные онлайн магазины. Запомни: если релиз официально не выпущен, то на рынке его физически не существует! Грамотно — это когда в процессе выпуска релиза правообладателями предпринимаются эффективные маркетинговые усилия по его распространению. Сейчас ты узнаешь, как это сделать, не потратив свои время и деньги впустую. Я буду приводить прямую аналогию музыкальной индустрии с классической формой типового бизнеса.


В первую очередь разберёмся с основами, которые я повторяю как мантру из раза в раз. Музыкальный релиз — это точно такой же продукт/товар, каких миллиарды в любом другом виде бизнеса, и он подчиняется абсолютно тем же законам рыночной экономики как, например, мандарины. Невозможно продать товар человеку, если он не чувствует необходимости в нём. На любой продукт нужно создавать спрос и формировать гарантию качества. Для этого обычно составляют базовый маркетинговый план и постепенно проходят все этапы продвижения артиста с нуля. И внутри каждого из пунктов этого плана всегда на переднем плане выступают релизы. А вирально распространяться могут только интересные релизы! Ни один бизнес не может развиваться, если компания не выпускает и не продаёт свой продукт, товар или услугу на регулярной основе. В Instagram-канале Shagor Music ты можешь найти интересный совет о ценности творчества для слушателей, а в нашем Telegram-канале есть самый исчерпывающий ответ на вопрос как написать хит. И раз мы уже поняли, что товар должен быть интересен конечному потребителю, то пора разобраться со всеми остальными компонентами для эффективного выпуска релиза. Любой продукт в магазине продаётся в какой-то упаковке. Воду продают в бутылках, рис в пачках, и даже мандарины упаковывают в эти дурацкие сетчатые мешочки. Люди чаще всего выбирают новый товар именно по упаковке! В случае с музыкальным релизом упаковкой являются дизайн обложки, картинок и оформление соцсетей артиста. У тебя будет не очень много возможностей обратить на релиз внимание нового слушателя, и если упаковка с этой задачей не справилась, то скорее всего текущая битва за этого слушателя уже проиграна. И это далеко не единственная причина, по которой ты можешь потерять потенциального слушателя. Покупатель почти никогда не берёт товар напрямую у производителя, он совершает покупки в магазинах. Зачем ему постоянно кататься к каждому производителю по отдельности, когда можно прийти в один (иногда два) магазин, где представлены продукты тысяч разных производителей, и он всегда может выбрать среди них что-то наиболее предпочтительное для себя. Под магазинами в музыкальной индустрии конечно же подразумеваются стриминговые сервисы. У каждого покупателя свои предпочтения в магазинах. Кому-то ближе Пятёрочка возле дома, но по выходным он позволяет себе отправиться в Ашан. Для кого-то Дикси — это будни, а Азбука вкуса — это праздники. И только в далёких глубинках нашей необъятной родины единственный магазин в деревне является повседневной нормой, а за самогоном из мандаринового варенья люди ходят к бабе Нюре. Кто-то слушает новую музыку в VK, но затем сохраняет её себе в Apple Music. Другие слушают песни в Spotify, а клипы смотрят на YouTube. На вкус и цвет все фломастеры разные, и каждый имеет право выбирать то, что ему нравится. Продвижение музыки только в одном из этих сервисов — это то же самое, что и продвижение своего товара только в одной Пятёрочке, игнорируя остальные магазины. Не продвигать музыку в любом из представленных стриминговых площадок — это оставить свой продукт пылиться на складе до востребования. Теперь разберёмся с основами предварительных работ.


Дистрибьюция товара — это его сбор у заводов-производителей и размещение на прилавках магазинов. Артист, его творческая команда и звукозаписывающая студия, создающие музыкальный продукт — это и есть завод-производитель. Когда производитель хочет делегировать распространение своего товара, он обращается к выпускающей организации. Дистрибьютор в музыкальной сфере — это издательство, выпускающее материал на все стриминговые сервисы. У самых крупных заводов дистрибуция существует внутри своей же компании, и все сопричастные сотрудники находятся в штате предприятия в виде соответствующего подразделения. Я всегда рекомендую отправлять релиз дистрибьютору хотя бы за 3 недели до планируемой даты премьеры, а в идеале вообще за месяц. Так надо делать только если ты хочешь получить промо-поддержку от площадок в виде размещения в разделах с новинками и популярных плейлистах, но если на продвижение материала тебе плевать, можешь делать как привычнее. Когда ты загружаешь релиз заранее, у тебя появляется куча возможностей для эффективного маркетинга и предпродаж. Ты знаешь точную дату премьеры и можешь заранее подготовить все необходимые промо-материалы для продвижения. Начиная тизерами, трейлерами и снипетами, заканчивая информационными поводами, размещением на основных витринах и прочими полезными штуками — всё это возможно только если ты планируешь премьеру заранее. С помощью снипетов ты можешь увеличить добавления и предпродажи своего релиза. Все предпродажи и предварительные сохранения песен и альбомов засчитываются в первый день продаж, а это серьёзно увеличивает шансы на попадание песни/клипа в тренды. Попаданию в ТОПы способствует наличие релиза в рекомендациях цифровых площадок (например, раздел «Новинки»), это равносильно размещению товара на самых продающих полках на уровне глаз в самых проходимых участках магазина. Новинки музыки — это конфетный раздел для детей у кассы твоего магазина. Я уже очень подробно рассказывал о том, как раскрутить песню в ТОП-чарты, поэтому в данной статье не вижу необходимости на этом задерживаться. Хочу только напомнить о важности посевов в социальных сетях в день премьеры. Посев музыки — это инструмент её распространения путём размещения релиза в сообществах, пабликах и у блогеров с целью популяризации материала. Наиболее распространёнными являются посев песни в VK, посев песни в Instagram и посев песни в TikTok. Для известных артистов и для тех, чей материал штурмует ТОПы, вдобавок ко всему описанному выше хорошо зайдёт продвижение песни на радио.


При выпуске видео-клипов я всегда рекомендую пользоваться продвижением через официальный инструмент Google Ads — Discovery для YouTube. Посев видео в VK выйдет дороже, чем посев песни, но значительно дешевле, чем продвижение видео в YouTube, однако результативность от этого будет ничуть не ниже. Если артист уже условно узнаваемый, то не забудь воспользоваться инструментами посев видео в Instagram и продвижение видеоклипа на музыкальные телеканалы. Намного интереснее строится схема эффективного продвижения альбома. Настоятельно рекомендую начинать подготовку к продвижению альбома не позднее, чем за два месяца до его премьеры. Альбом в это время уже должен быть в полном объёме предоставлен дистрибьютору. Желательно заранее выбрать пару треков из альбома, которые будут представлены аудитории до основной премьеры полного релиза. Либо вместо второй песни это может быть видеоклип, но лучше всего иметь оба варианта. В случае низких бюджетов на промо можно ограничиться одним треком или вообще обойтись без предпродажных открытий, но обычно в таком случае я рекомендую вообще отложить выпуск альбома на более благоприятный сезон. Зачем продавать не спелые мандарины? Ты хочешь просто накормить свою нетерпеливость? Примерно за месяц до выхода полного релиза я советую открыть доступ к заглавному лид-синглу и для начала продвигать его как обычный сингл, но при этом позиционировать его как тизер к альбому. Выглядит это следующим образом: альбом доступен для предпродажи, но послушать можно только выбранные тобой песни. Таким образом ты сразу убиваешь двух зайцев: привлекаешь новых слушателей и креативно уведомляешь имеющихся о скорой большой премьере. Дай людям попробовать самый сладкий мандарин из пакета. За недельку до премьеры альбома можно выпустить второй трек с аналогичной стратегией действий, а плюс-минус пара-тройка дней со дня премьеры — это разумная дата для демонстрации видеоклипа на лид-сингл. Когда все предварительные работы завершены, нельзя забывать о необходимости распространения материала путём посевов. Обычно мы сеем весь альбом целиком на небольшой бюджет, затем усиливаем эту работу с теми треками, которые статистически лучше заходят аудитории. Для этого мы смотрим, какие песни из альбома слушатели добавляют себе чаще остальных. Очень важно осознавать, что никто не может предугадать, какая из песен выстрелит, ибо выстреливает чаще всего именно та песня, на которую вообще никто никаких ставок не делал. Даже крупнейшие лейблы и продюсеры без предварительного тестирования и анализа чаще всего совершают ошибки в выборе лид-синглов. В идеале после премьеры релиза ещё пару недель регулярно публиковать посты разных форматов с напоминанием о новинке. Для того, чтобы делать это наиболее результативно, я советую изучить основы контент-менеджмента в социальных сетях, и будет тебе счастье.


Очень многие полезные детали невозможно уместить в рамки одной статьи, поэтому в социальных сетях Shagor Music выходят короткие рекомендации для артистов. Подпишись на этот сайт, чтобы получать уведомления о выходе новых статей. В моей группе ВКонтакте выходят советы для артистов. В нашем Telegram-канале регулярно публикуется уникальный контент о продвижении артистов с интересными примерами. Если ты знаешь, кому этот материал может быть полезен, поделись с ним, не будь жадиной. И помоги этому материалу продвигаться в социальных сетях, поставив лайк. Для наиболее полного изучения материала рекомендую подписаться везде, ведь скоро будет много новой полезной информации.

Оставить комментарий