1. Павел Балашов
Генеральный директор «TopHit»
2. Владимир Кальян
Продюсер, основатель новостного портала Musecube, ведущий радио Компот FM
Ни для кого не секрет, что хороших, профессиональных менеджеров в музыкальной индустрии сейчас катастрофически не хватает. Несколько учебных заведений готовят теоретиков, но базируются, в основном, на материал, далекий от суровой действительности. Не смотря на достаточное количество конференций, нетворкингов и семинаров по продвижению музыкального материала – конверсия от этих мероприятий довольно низкая, ведь они часто носят не образовательный характер, а удовлетворяют потребности спикеров в саморекламе. Польза от них есть в плане заведения знакомств, которые при отсутствии бюджета часто остаются лишь номером в записной книжке телефона. Литературы по вопросу — хорошей, содержательной и приближенной к реалиям – мало и часто она довольно сложна для понимания, не говоря уже о применении.
Очень своевременным считаю выход книги Шагора «Основы музыкального бизнеса». Автор – практик, базирующийся на личном опыте, которым и делится в своей книге, выстроенной по принципу учебника с полным курсом обучения предмету. Но в отличии от многих учебных пособий, «Основы музыкального бизнеса» написаны очень живым и понятным языком. Для погружения в материал дается вводная часть с описанием применяемой терминологии. Ведь зачастую люди, приходящие в музыкальную индустрию, не понимают значения слов – я лично часто с этим сталкиваюсь на практике. Теперь для вас «промоушен» и «продакшн» будут самостоятельными категориями, а при встрече с «демпингом», «виральностью», «преселлингом», «шерингом», «сторителлингом» и другими терминами, вы не будете беспомощны – достаточно прочитать вводную главу.
Хочу отметить прекрасную, на мой взгляд, структуру учебника и важную поэтапность курса, можно сочетать изучение глав сразу же с практикой – хронология продвижения выстроена практически идеально и начинается с мотивационной части и очень хороших советов автора. Не факт, что они все вам пригодятся, но обязательно для себя вы сможете выбрать подходящие. Мотивационная часть книги поможет вам еще и ответить на многие личные вопросы и точнее сформулировать цели вашего творчества или творчества тех, чьим продвижением вы решили заняться. Да, эта книга нацелена не только на менеджеров, в большей части она полезна непосредственно самим музыкантам, которые в своих мечтах желают собирать Олимпийский. Автор не заигрывает с аудиторией, он максимально честен и не создает иллюзий. Мне очень симпатична глава об успешных артистах и позиция автора в отношении мнений не достигших успеха молодых артистов в адрес уже состоявшихся. Это действительно важно – не тонуть в собственных амбициях, а уважать и учиться у тех, кто уже много достиг.
Много в книге уделено вниманию на связи с общественностью – как троить свою работу с лейблами, СМИ, радиостанциями. Имея практику создания СМИ и зная оборотную сторону, я местами могу не соглашаться с автором, но рациональное зерно в его советах по общению со средствами массовой информации присутствует. Просто важно помнить, что каждая ситуация индивидуальна. А после финансового кризиса, многие СМИ лишились финансирования, поэтому живут на самоокупаемости, как следствие – контент для них нужен либо связанный с уже раскрученными именами, либо интересный публике.
В книге вы найдете ответы как работать с продюсерам, что сулит и чем грозит контракт с продюсерским центрам, к каким подводным камням нужно быть готовым, включая отказ от работы с вами. Важная глава дает рекомендации и по работе с лейблами. Параллельно автор рассказывает вам о том, как работать над имиджем, линией поведения, материалом.
Качественный материал – лейтмотив не только любой музыкальной конференции, но и данной книги. От этого вопроса никуда не деться. Автор не дает готовых рецептов, но очень много ценных советов, как над данным вопросом работать, как правильно себя позиционировать и доносить свое творчество до потенциальной аудитории. Объемно и интересно он рассказывает о создании хитов, как правильно снять клип, как работать с аудиторией и вести социальные сети, про продвижение в интернете и выбор менеджера, как коммерциализовать свое творчество и как правильно искать инвестора.
Чтение данной книги – занятие довольно увлекательное и полезное. Хочу отметить, что давно не хватало именно такого пособия, в котором тщательно собраны и подобраны все основные моменты, связанные с музыкальным бизнесом. И важно, что даже если вы занимаетесь музыкой в свое удовольствие и не планируете ее делать источником дохода – эта книга все равно вам будет очень полезна. Для многих, я уверен, она станет настольным справочником, к которому обращение будет постоянным. А ситуация в музыкальном бизнесе довольно изменчива и надеюсь, что книга будет переиздаваться с учетом времени и обстоятельств – дополняться новыми важными для всех советами. Спасибо автору и полезного чтения всем заинтересованным!
3. Евгений Игонин
Монолит Рекордс
Каждый, кто только собирается начать свой путь по музыкальной индустрии, сталкивается с рядом вопросов, на которые не так то и просто найти ответ. А если быть точнее, то при поиске ответов, вопросов становится только больше.
Основы музыкального бизнеса — это настольное пособие для тех, кто только знакомится с музыкальной индустрией и ищет ответы на все интересующие вопросы. Музыка, артисты, лейблы, продюсеры, продвижение, все по пунктам и четко описано в книге. После прочтения остается лишь одно — начать действовать.
Еще один значимый момент книги — она на русском, для русских людей и написана на основе практики на Российском рынке. Почему уделяю этому внимание — потому, что наш «музыкальный бизнес» сильно отличается от зарубежного, как в методиках, так и в подходах. Если бы мне подогнали данную книгу лет 10 назад, я бы определенно пару тройку лет смог бы сэкономить в своей продюсерской деятельности и однозначно быстрее бы добивался результатов.
Знать важно, а использовать знания еще важнее. Широко, объемно, информативно, просто. Plug and play.