Подводные камни музыкального маркетинга

Многие молодые артисты думают, что если вложить много денег в продвижение музыки, то она станет популярной. Можно долго аплодировать наивности этих людей, но лучше дать им ссылку на этот сайт. Тут есть несколько статей о частых ошибках, которые неопытные музыканты любят совершать в процессе работы, и сегодня мы углубимся в этот вопрос подробнее. Мне повезло, ибо большинство клиентов моей команды — это либо состоявшиеся лейблы, понимающие, что им нужно, либо просто адекватные люди, но в этой статье я расскажу об исключениях из этого правила. Многие артисты уверены в том, что они создают «хитовую» музыку, которой для популярности не хватает только денег. Конечно же, они все правы, ведь так наверняка говорят их мамы, а мама врать не будет, верно? Исполнитель, который переоценивает качество и уровень своей музыки, постоянно недоволен работой всех вокруг: дистрибьюторов, smm менеджеров, пиарщиков, рекламных агентов, концертников и вообще всех. Все виноваты в том, что его музыка никому не интересна… все, кроме него самого. Давай разберём каждый из этих сценариев по порядку.

Хороших дистрибьюторов действительно не очень много, но они есть, и их достаточно, чтобы артисту с продаваемым материалом было куда обратиться и получить поддержку. Однако, прежде чем нормальный выпускающий лейбл согласится с тобой работать, тебе придётся доказать ему свою ценность — показать потенциал роста. Пойми, что даже к мелким издателям обращаются десятки артистов еженедельно, и у всех них есть, из кого выбирать, и с кем тебя сравнивать. Когда я только открывал отдел дистрибьюции в своей компании, я по наивности подписал несколько талантливых, но совсем не опытных артистов. Некоторые из них начали сразу требовать авансирование релизов, чего бы не стал предоставлять им ни один лейбл на этом этапе. Когда я попробовал объяснить, что им нужно сначала хотя бы несколько месяцев активно выпускать релизы, либо серьёзно вложиться в продвижение своей музыки, для некоторых виноват оказался я. Видимо, виноват в том, что много работать придётся не только мне и моей команде, но и самим артистам. Естественно, мы очень быстро прекратили сотрудничество с теми, кто не был готов к этому. Угадай, стал ли кто-то из них хоть немного известнее спустя 3 года? И дело совсем не в том, что ни один из них никак не может найти подходящее издательство, а в том, что они выпускают материал раз в миллиард лет. В современных условиях для популяризации исполнителю приходится вступать в конкурентную борьбу, где другие артисты выпускают свою музыку много и часто. И если ты не готов к такой гонке, то, даже попав в ТОП-чарты, твоя песня очень быстро будет забыта. Кстати, судя по опросу в моём telegram-канале, музыкантов меньше всего интересует вопрос «как не стать артистом одной песни». К сожалению, если тебя не интересует этот вопрос, то с высокой вероятностью ты обречён именно на такую судьбу, если твоя песня когда-либо выстрелит. Вывод простой: тебя не подпишет вменяемый лейбл, пока ты не докажешь продающий потенциал своего материала и свою работоспособность. И он не станет авансировать продвижение твоей музыки, пока ты не покажешь, что и без финансирования способен привлекать слушателей. Об этом я писал в статье Как артисту найти деньги. У любого лейбла есть несколько гарантированных источников дохода, зачем ему вкладывать деньги во что-то гипотетическое? Особенно в такие кризисные времена для российского музыкального рынка, как сейчас! Я предлагал артистам очень выгодную сделку: выпускай материал, я буду постепенно помогать с его промо, и как только мы увидим реальный рост, я вложу в это какие-то бюджеты. Некоторые новички даже дошли до этапа тестирования (проверяли материал на возможность попадания в ТОП-чарты), но терпения довести дело до конца большинству из них всё равно не хватило. А некоторые оказывались настолько неблагодарными, что уходили в свободное плавание после того, как я в них уже инвестировал. В этот момент я осознал, почему лейблы подписывают артистов на строгие контракты с жёсткими требованиями. С тех пор я больше не подписываю неопытных артистов и никому не даю свободные условия. В итоге сейчас, выпуская в 20 раз меньше материала, я получаю от дистрибуции музыки почти в 50 раз больше доходов. А процент попадания выпускаемой моим лейблом музыки в ТОП-чарты вырос почти в 150 раз. Вывод очевиден: артисты в России сами виноваты в том, что ни один продюсер или лейбл не хочет предлагать им нормальные условия сотрудничества, как в США и Европе. Ты ожидаешь, что тебя подпишет адекватный лейбл, вложит в тебя деньги, и ты быстро раскрутишься, но в реальности для этого придётся очень много работать… возможно, даже долгие годы. И именно это вызывает у артистов желание придумывать оправдания своим неудачам.

На разбитое корыто обречены все артисты, которые в современных условиях хотят заниматься только музыкой, полностью делегировав все остальные процессы на других людей. В нынешние времена артист обязан быть полноценным предпринимателем и самостоятельно разбираться во всех аспектах своей карьеры хотя бы на базовом уровне. Если ты хочешь заказать таргетированную рекламу музыки или вложить деньги в посев песни или видео, ты должен хотя бы примерно понимать, что это такое, и с чем это едят. Не гипотетически, а по факту! Иначе тебя точно наеб обманут рано или поздно. Подробнее об этом написано в статьях Как SMM-щики обманывают артистов и Как музыкальные лейблы обманывают артистов. Но у этой медали есть и обратная сторона. Некоторые умники, совершенно не разбирающиеся в продвижении музыки, по каким-то причинам считают хорошей идеей спорить с опытными маркетологами о том, как нужно заниматься раскруткой песен. Меня это бесит больше всего, когда артисты или их представители начинают говорить мне тупейшую чушь, которую они, возможно, увидели где-то в интернете (а чаще им так просто показалось), но которая на самом деле не имеет ничего общего с реальностью. Если ты лучше меня знаешь, как делать мою работу, нахрена ты ко мне обращаешься за услугами? Я занимаюсь продвижением музыки с 2007 года, каждый месяц моя команда продвигает более 10 релизов и делает популярными как минимум 1-2 песни. А ты инвестор артиста вообще из другой сферы, зачем ты со мной споришь, Володя? Просто ты несёшь бред на уровне плоской земли и совершенно не слушаешь профессионала. Для тебя мы предварительно посеяли трек, затем начали таргетировать его на тех людей, которые отреагировали на посев, таким образом мы собираем аналитику аудитории. Зачем тогда я всё это рассказывал тебе перед началом работы? Если аналитика будет собрана через пару дней, то нет никакого смысла сегодня продолжать сеять материал вслепую. Зачем ты хочешь просрать свои деньги впустую? Три раза я тебе объяснял, почему так делать нельзя, а ты всё равно четвёртый раз мне говоришь, что не понимаешь причин. Может, если ты чего-то не понимаешь, то нужно просто послушать профессионалов? Клиент продолжал настаивать на своём, после чего я заявил, что больше не работаю на результат, а работаю теперь по техническому заданию заказчика как исполнитель, с чем он согласился. А когда после окончания работ я сказал, что результат мог быть раза в 2-3 выше, если бы его таргетологи сделали нормальную работу, виноват оказался снова я. Моя задача заключалась только в увеличении числа прослушиваний, с чем моя команда справилась лучше, чем кто-либо в России способен. При этом мы сэкономили этому заказчику почти 200тыс рублей за проделанную работу, но этот дятел всё равно посмел мне что-то предъявить. Я не работаю по принципу «клиент всегда прав», потому что клиент — не профессиональный маркетолог с 15-летним опытом. Если ты хочешь заплатить мне денег за маркетинговые услуги, тебе придётся ещё и смириться с тем, что в вопросе продвижения музыки прав всегда я, а не ты. И если ты со мной не согласен, то можешь идти нах к другим маркетологам. И главное, я знаю, как это закончится для этого конкретного заказчика. В конце концов из-за его дебильных решений он не найдёт ни одну команду, с которой сможет сработаться, и в итоге виноваты будут все, кроме него. Есть такая поговорка: если ото всех вокруг воняет говном, куда бы ты ни пошёл — скорее всего, обосрался именно ты, а не все вокруг.

Я часто видел, как новые артисты популяризировались и получали миллионы прослушиваний своих релизов онлайн. Их песни становились известными, на них снимались сотни тысяч тиктоков, но во время организации концерта всё равно продавались всего лишь пара сотен билетов. И все начинают удивляться, потому что в этом якобы нет никакой логики. В то же время некоторые артисты культивируют свою фанатскую базу так, что имея не более 5000 постоянных слушателей в каком-нибудь гипотетическом небольшом городе, они собирают там концерты, на которые приходит не менее 1000 человек. Могу однозначно сказать, что это почти невозможный результат, но что-то похожее у нас было с артистом неоклассического жанра, которого моя команда продвигала с нуля несколько лет назад — Юлия Монастыренко. Если не ошибаюсь, она до сих пор работает с моим бывшим СММ-специалистом. Игра в продвижение артистов сильно изменилась с тех пор, как рынок захватил стриминг. В древние времена было непросто достать и послушать музыку любимого артиста. Меломану приходилось искать пластинку или кассету с альбомом, которых зачастую не было во многих российских музыкальных магазинах. Даже пиратский склад «на горбушке» не всегда мог предложить широкий спектр выбора. С одной стороны такая ситуация в стране сильно сокращала и монополизировала всю индустрию, но с другой — потребитель умножал ценность купленного диска в несколько раз. Ведь сейчас буквально за 150 рублей в месяц ты можешь иметь доступ ко всей официально выпущенной музыке в мире (ну, почти). Диски, винтажные пластинки и любые другие виды прямой поддержки музыки конкретного артиста сегодня стали всего лишь предметом мерчандайзинга. И нет, я не стал старым, ворча на обесценивание моей любимой старушки — музыкальной индустрии. Я просто констатирую факт! Времена меняются, и мы должны сами делать выбор: идти в ногу со временем или жаловаться на то, что «в наше время было лучше». Хочу поделиться интересным наблюдением. Артисты, которых больше слушают онлайн в музыкальных сервисах, продают значительно больше доступа на свои онлайн-концерты, чем артисты, которых поклонники привыкли слушать вживую. То есть, нельзя говорить о том, что современные цифровые звёзды монетизируются лучше или хуже своих аналоговых коллег. Просто их прямые потребители совершенного по разному воспринимают мир и взаимодействуют с ним. Пришло новое поколение, которое меняет парадигму ценностей и строит свою собственную реальность, даже если совкопитекам это непонятно и чуждо. Они с наглой рожей ворвались в нашу индустрию, выбив дверь с ноги, и теперь творят в ней всё, что хотят… естественно это не нравится вымирающим мамонтам. Они запрещают к ротации на радио и ТВ и объявляют неугодных артистов иностранными агентами, думая, что это как-то поможет вернуть средневековье в индустрию развлечений. Недавно мне удалось поработать с очень крутым британским артистом — Tobe Nwigwe. Его рекламная кампания порвала всю конкуренцию в клочья и оставила все позитивные прогнозы удивляться далеко позади полученных результатов. Он выпустил релиз Pandemic experience (пандемический опыт) и выстроил целый бренд вокруг этого. Он продал тысячи билетов на свою презентацию, имея всего лишь 40 тысяч постоянных слушателей в Великобритании. В то же время в начале 2020 года мы продвигали концерт группы NLO в Москве, у которых уже на тот момент было более 1,5млн слушателей и песни в ТОП-чартах, но купить билеты решились всего лишь несколько сотен из них. И дело тут совсем не в том, что англичане, будучи богаче и состоятельнее, с большей охотой посещают платные мероприятия оффлайн, ведь такая диспропорция встречается по всему миру последнее время. О продвижении англоязычной музыки на весь мир я рассказывал в отдельной статье. Просто одни артисты концентрируются на том, чтобы зарабатывать больше со стримов, просмотров и прослушиваний, а другие — на увеличение лояльности аудитории на живых выступлениях. Поэтому сейчас группа NLO активно выступает в клубах и барах, чтобы привлечь аудиторию, которая любит ходить на живые мероприятия. Да, даже известным исполнителям приходится много работать. Сегодня артистам невозможно добиться результата без активной работы и в сети, и оффлайн.

Есть стандартный процесс работы – сделать страницы в соцсетях и запустить рекламу. При этом обязательно нужен регулярный контент. Важно создать страницу личного бренда и активно её вести. Затем требуется выявить потребности целевой аудитории с помощью анализа контента конкурентов, музыкальных сообществ и общения с публикой. Рекомендую делать от 3 до 5 постов в неделю, которые удовлетворяют потребности аудитории. Формат и объем постов не важен – важно, чтобы они были интересны. После всего этого можно запустить рекламу. Сейчас есть четыре основных возможности для этого: блогеры, таргет в ВК, Яндекс-Директ, а для Telegram – Telegram Ads. Не пишу про одноклассники, потому что меня постоянно за них хейтят, но я всё ещё настаиваю на их необходимости для продвижения в регионах. В процессе регулярного постинга будут уточняться потребности аудитории, и контент будет становиться лучше. Спустя длительное время активной работы можно начинать её монетизировать. Для масштабирования необходимо проводить оффлайн-акции, челленджи, репетиции и выступления. Всё! Простые действия, которые приводят к результату, но которые мало кто делает, потому что это труд!

Подпишись на этот сайт, чтобы получать уведомления о выходе новых статей. Если тебе удобнее это делать в соцсетях, держи ссылки на мою группу ВК, паблик Facebook и мой Telegram-канал. А если тебе интересно узнать больше обо мне, подписывайся на мой Instagram. Там я показываю, как путешествую по миру, и чем живу.

теги: продвижение музыки, продвижение песен, продвижение трека, раскрутка музыки, раскрутка песен, раскрутка трека, музыкальный маркетинг

Оставить комментарий