Маркетинг — это точная наука, которая развивалась со времён зарождения торговли и политики. Купцам требовались глашатаи на площадях с продающими рекомендациями, а политикам — харизматичный образ и правильные слухи. Вождям, шаманам и прочим центральным персонажам с самого начала хотелось знать, как управлять общественным мнением. Для этого были разработаны различные стратегии позиционирования, имиджа и модели поведения, которые сегодня успешно используют все лидеры мнений от музыкантов до актёров и блогеров. Индустрия развлечений развивалась на протяжении многих исторических эпох, об этом я уже рассказывал в статье История музыкального бизнеса, и сегодня схема построения персонального бренда артиста уже мало чем отличается от стратегии позиционирования и работы с общественным мнением политика. Не буду долго расписывать вступление, ибо оно мне нужно только для внедрения в текст ключевых фраз для seo-оптимизации. Полвека назад маркетологами уже были сформированы эффективные принципы управления общественным мнением, которые используются пиарщиками по сей день, и вот основные из них:
1. Принцип семи повторений.
Этот принцип чем-то напоминает маркетинговое Правило семи касаний, которое в упрощённом варианте заключается в том, что если человек увидит какую-то информацию 7 раз (или из 7 разных источников), то она ему скорее покажется достоверной. Помнишь, как 10 лет назад все малолетние рэперы считали, что музыкальный лейбл Black Star — это самый успешный лейбл в стране? Статистически (с точки зрения доходов и общей популярности артистов) это было очень далеко от реальности, но этой целевой группе аудитории многократно транслировалась такая информация и, что самое главное, она им нравилась. Но всё ли так просто? Можно ли 7 раз сказать о том, что, например, Земля — плоская, чтобы люди в это поверили? Как показывает наличие огромного числа последователей общества плоской Земли, это не так сложно, как кажется. Главное, чтобы информация исходила из источников, которым люди доверяют, либо к которым они относятся нейтрально. Важно, чтобы эта информация внедрялась в сознание общества под видом классической, устоявшейся и неоспоримой истины. Например, когда по телевизору сотню раз повторили фразу «Кто, если не Путин?», телезрители напрочь забыли о существовании других политиков, потому что им к тому времени уже несколько лет не показывали других альтернатив. Такой простой фразой телевидению удалось убедить людей в том, что среди 150млн россиян не может быть второго человека с мозгами, якобы всё остальное население страны — ущербное. То же самое сработало с фразой «Black Star — самый успешный музыкальный лейбл в стране». Контроль за общественным мнением оказывает давление на эмоциональную составляющую сознания, которая отвечает за чувство самосохранения и страх потерять свой минимум комфорта в будущем. Все прекрасно понимают, что в стране дела идут не очень хорошо, но предпочитают бездействовать, а то мало ли будет хуже! Ну и пока из различных источников человек получает одну и ту же информацию, которая не требует от него сложных и решительных действий, ему комфортнее с ней согласиться, чем включить критическое мышление. Ибо пиар взывает не к рациональному мышлению, а к эмоциональному.
Вывод: Если у артиста уже сформирована стратегия позиционирования и поставлена задача транслировать её на массовую аудиторию, то нужно найти 7 источников для рекламы, например, блогеров с похожей аудиторией. Грамотно упакованное мнение будет без особого труда распространяться на массовую аудиторию. Главное, не заставляй её много думать, ибо преподнести нужно именно готовые версии необходимого мнения. Например, Тимати в 2008-2010 годах купил себе 7 совместных песен с международными американскими звёздами за колоссальные деньги по тем временам. После этого Тимати легко убедил своих слушателей, что он популярен во всём мире.
2. Принцип тысячи мнений
Манипуляции общественным мнением происходят незаметно, чтобы не вызывать даже минимальных подозрений на спекуляции. Человек должен прийти к выводу, что он сам сделал навязанное ему заключение по определённому вопросу. Для этого можно использовать различные слухи, мнения, убеждения, стереотипы и даже вырванные из контекста кусочки фактов. Например, когда Навальный был отравлен летом 2021 года, можно было услышать кучу разных версий произошедшего:
— это последствия дешёвого алкоголя;
— он был под действием наркотиков;
— это не новичок, а какой-то западный яд, ведь российский яд его бы точно убил;
— его отравили немцы;
— его отравили американцы;
— его отравила любовница;
— это всё инсценировки, никто его не травил.
Было и много других версий, но их все объединяло две вещи: они все друг другу противоречили, но зато отлично объясняли то, что российские спецслужбы Навального не травили. У человека был огромный выбор того, в какую версию ему комфортнее поверить. В музыкальном бизнесе мы используем такую методику в процессе создания и продвижения информационных поводов, например, скандалов. Тут важны направленность, интенсивность и стабильность информационной насыщенности. При этом важно учитывать индивидуальные факторы и предпочтения аудитории, которой транслируется информация. Эти факторы бывают личностные (социальный статус и психологические особенности), культурные (география и окружение), образовательные (уровень и качество образования), семейные (семейное положение и роль в семье), религиозные (степень веры в сверхъестественные силы), социально-классовые (положение в обществе и статус) и национальные (этническая и расовая принадлежность).
Делая различные вбросы такого рода с помощью жёлтой прессы, важно соблюдать несколько правил:
— Не использовать графические символы пока нет уверенности в том, что они не спровоцируют непредсказуемые результаты. Например, рекламная кампания против абортов в 70х в США провалилась именно из-за графических образов смерти и разрушений;
— Не требовать от людей активных действий. Человеку должно быть комфортно и просто воспринимать информацию. Если ему приходится принимать участие в чём-то, то он будет это переосмысливать. Если ты просишь слушателя принять участие в акции, он обязательно подумает, а так ли сильно ему нравится твоё творчество. Гораздо больше людей поддерживало войну в Украине до того, как была объявлена мобилизация. И только после того, как это коснулось многих, люди начали задаваться вопросом «а мне это зачем?»;
— Не концентрироваться на связи между изменением поведения и установками. На самом деле связь между установками и поведением у большинства людей очень слабая. Люди понимают, что курение и рак лёгких связаны, но не торопятся бросать курить. Большинство людей понимает, что в стране будет серьёзный кризис из-за действий нынешней власти и президента, но менять их никто не собирается. Людям не обязательно считать, что война это хорошо, чтобы поддерживать военные действия в Украине. Слушателям не обязательно считать артиста хорошим человеком, чтобы постоянно слушать его музыку, тем самым принося ему деньги.
3. Принцип подтасовки правды или принцип нужного угла
Не обязательно обманывать людей, чтобы они поверили в ложную информацию. Например, однажды выступая в США, Борис Ельцин в заключение своей речи произнёс фразу: «Боже, благослови Америку и Россию». И недавно я наткнулся в одном Instagram-канале на это видео, только там оно обрывается на слове «Америку» с подписью «Считаете ли Вы Ельцина предателем?». И ведь в видео нет лжи, просто фраза была обрезана, и, будучи таким образом вырваной из контекста, она мощно доносит до миллионов пользователей идею о том, что Ельцин старался не мир между странами наладить, а был предателем, работавшим на США. И текст, согласно всем канонам, не заявляет напрямую, что Ельцин был предателем, а задаёт вопрос, на который эмоциональный человек якобы сам даёт нужный ответ. Это самая обыкновенная односторонняя подача фактов, основанная на эмоциональных стереотипах. В любых скандалах и конфликтах можно легко найти две стороны одной медали. Важно понимать, что отличие правды от лжи заключается всего лишь в одной детали, правда — это точка зрения, не искажающая истину. Но правда не всегда бывает полной. И это идеальный инструмент для управления общественным мнением.
Таких психологических приёмов очень много. Мнение людей чувствительно к важным проблемам, и оно может легко колебаться от одной крайности к другой. Посмотри доказательства того, что высадка на Луну была фейком, а затем посмотри разоблачения на эти выводы. После этого посмотри разоблачения на разоблачения, и в итоге ты просто сойдёшь с ума от всего этого информационного мусора. Мнение общества стабилизируется тогда, когда понятна перспектива. На мнение общественности сильнее действуют события, чем слова, но только если эти слова не интерпретируются как событие. Мы достоверно знаем, что за последний год в Украине погибло больше людей, чем за последние 8 лет в их самом проблемном регионе (Донецк, Луганск). Но многие люди продолжают считать, что военные действия как-то связаны с необходимостью покончить с насилием в этом регионе. Потому что так говорят источники, которым они доверяют, хоть и знают статистику. Словесные утверждения и действия максимально значимы тогда, когда мнение ещё не сформировалось или когда люди безоговорочно доверяют источнику. А когда присутствует личный интерес, то изменить мнение человека очень трудно. Люди лучше воспринимают и легче формируют мнение по отношению к целям, чем к методам их достижения. Общественное мнение, окрашенное желанием и интересом, наиболее остро реагирует на события. Именно поэтому информационные поводы в большинстве случаев лучше распространяются хейтерами артистов, чем их фанатами. Мы постоянно видим, как политические конкуренты лидеров получают ярлыки. Таким же образом в недавнем диссе Оксимирона на Моргенштерна мы увидели ярлык «клоун» по отношению ко второму.
Напоминаю, что компания «Шагор Мьюзик» временно не ведёт свою официальную деятельность на территории РФ, и сайт shagormusic.ru временно не работает, но сотрудничать со мной и моей командой всё ещё возможно. Об этом подробнее можно узнать в статье Итоги музыкальной индустрии 2022. Подпишись на этот сайт, чтобы получать уведомления о выходе новых статей. А в моём Instagram можно увидеть, как я живу и путешествую по миру. Там же я принимаю заказы и заявки на консультации в Direct.
теги: как управлять общественным мнением, управление общественным мнением, работа с общественным мнением, формирование общественного мнения, влияние на общественное мнение, технологии управления общественным мнением, управление формированием общественного мнения, принципы управления общественным мнением