Музыкальный бизнес в условиях кризиса

Коронавирус временно уничтожил значительную часть музыкального бизнеса! Акции крупнейших мировых музыкальных компаний впервые в истории за короткий срок упали почти в полтора раза, а прямые доходы большинства продюсерских организаций сократились в 7-10 раз, и всё это только начало! Многие трейдеры сегодня присматриваются к подешевевшим акциям музыкальных лейблов, а другие уже начали агрессивно скупать эти активы для последующей игры на бирже. При этом большинство инвесторов не понимают, удачное ли сейчас время для вложений в развитие новых артистов? В этой статье я помогу разобраться с тем, что наиболее вероятно произойдёт с музыкальным бизнесом в зависимости от продолжительности всемирного карантина, и как ситуация скорее всего будет развиваться в течение года после его окончания.


В первую очередь важно понимать, что ключевыми точками монетизации музыкального рынка стран СНГ являются выступления артистов. Эта активность составляет в среднем около 70% заработка гастролирующих музыкантов. А если у такого артиста не налажена работа с цифровой дистрибьюцией и социальными сетями, то концерты и корпоративы могут стать вообще единственной возможностью заработка для исполнителя. Из вышеописанного следует, что основная точка монетизации этого бизнеса сейчас фактически не функционирует. Исходя из среднестатистического показателя мы понимаем, что около 70% заработка музыкальных компаний просто потеряна. Полностью отключены от аппарата жизнеобеспечения концертные залы и агентства, и многие из них в итоге с большой вероятностью обанкротятся. Крупные звёзды страдают больше всех, и в отличие от большинства других отраслей бизнеса, только малые предприятия в мире музыки пока чувствуют себя более менее спокойно. Ведь перед началом всего этого зомби-апокалипсиса большие дяди явно вложили в выполнение своих планов гораздо больше, чем небольшие игроки. Спустя полгода с момента его создания, мы только сейчас начали выделять наиболее перспективных артистов, исходя из полученных результатов, к тому же последние несколько лет мы больше ориентировались на продвижение онлайн. Да и ввиду большего числа сотрудников и иных обязательств у больших компаний значительно больше расходов, чем у малого бизнеса. Прибавь к этому тот факт, что большинство небольших и недавно открывшихся музыкальных лейблов вообще не занимаются концертной деятельностью. Поэтому многим мелким фирмам выживать проще, что делает их более привлекательными для инвестиций, но не всё так просто. Население беднеет, что снижает обороты в сфере оказания услуг, а сидя на самоизоляции люди больше смотрят фильмы и сериалы, чем слушают музыку. Это привело к тому, что коронавирус сократил среднюю численность стримов (прослушиваний музыки) примерно вдвое. А цифровой стриминг музыки уже давно является второй по важности точкой монетизации артистов в СНГ, занимая почти 1/5 долю рынка. Следовательно из 20% стандартного заработка артистов, осталась лишь половина. Вряд ли кому-то сейчас нужен мерчандайзинг артистов, да и спрос на рекламу значительно упал. В итоге мы имеем снижение заработков у топовых артистов и крупнейших музыкальных лейблов почти в 10 раз. И такая ситуация продлится вплоть до снятия ограничений на перемещения и проведения общественных и массовых мероприятий. Поэтому пока намёков на свободу передвижения нет, нет и никакого смысла скупать ценные бумаги больших музыкальных организаций. Рекомендую инвесторам и трейдерам присмотреться ближе к делу, кто останется жив, и вкладываться в более эволюционно развитые предприятия, точно приспособленные к условиям современного рынка.


Чуть проще обстоят дела на международном музыкальном рынке. Цифровая дистрибуция музыки занимает основную часть доходов (почти 50%) западного артиста, но сегодня количество ежедневных стримов зарубежной музыки снизилось пропорционально так же, как и в странах СНГ. Западные артисты редко выступают на корпоративах и в разовых сольных концертах, они предпочитают проводить большие отчётные либо промо туры, одной поездкой охватывая большой регион земного шара. Это одновременно и денег больше приносит, и время существенно экономит. Поэтому концертная история большинства зарубежных музыкантов не пострадала серьёзно, скорее просто сдвинулась на относительно неопределённый срок. Большие потери могут быть только в случае продления карантина более, чем на 8-12 месяцев — это может стать критической точкой для западных музыкальных рынков. При этом на западе вся сложившаяся ситуация активно способствует появлению новых онлайн-форматов, которые в долгосрочной перспективе могут дать тот самый качественный прорыв для всей музыкальной индустрии. Российский музыкальный бизнес скорее всего тоже воспользуется новыми американскими фишками, чтобы со временем вернуться на рельсы стабильности. Но ввиду колоссального отличия в фундаментальном устройстве музыкального бизнеса стран СНГ от мирового, мы не сможем в полной мере воспользоваться всеми нововведениями сразу, как и в случае со всеми другими инновациями в нашей индустрии. На сегодняшний день убрать эти различия невозможно, потому что для этого нам необходима полная децентрализация систем управления, прогрессивная налоговая политика и возможность артистам независимо самовыражаться в музыке, не боясь попасть под запреты, цензуру и иные меры ограничений свободы творчества. Так же не будем забывать о существенных мерах поддержки правительств США и ЕС своих граждан и малого бизнеса, благодаря которым по окончанию коронакризиса, западные рынки очень быстро восстановят активный рост большинства своих экономических секторов. Творческая индустрия пострадает маловероятно, ибо сегодня производство и распространение объектов развлекательных видов бизнеса (кино, музыка, спорт и др.) осели в основной массе именно в этих странах. Это значит, что большая доля экономики лежит на плечах индустрии развлечений, поэтому ей упасть не дадут, как и индустриям новых технологий, цифровых рынков и медицины.


С другой стороны, есть артисты, которые начали свой творческий путь сравнительно недавно, и как таковым заработком там не пахло даже в обычное время. И данный абзац актуален как для исполнителей, направленных на российский рынок, так и на их коллег, стремящихся на мир. Средний срок окупаемости сильного музыкального проекта составляет 1-3 года с момента запуска эффективных маркетинговых процессов. Выход на точку безубыточности может составлять от полугода до пары лет, в зависимости от большого количества факторов. Следовательно, мы имеем ступор доходов в процессе продвижения артистов на первых этапах в любом случае. То есть, если карантин не продлится больше двух лет, весь этот кризис будет почти незаметным для тех проектов, которые начинают или находятся на первых этапах продвижения своего творчества в данный момент. И в этом вопросе сегодня тоже побеждают небольшие проекты, ибо крутые продюсеры и большие лейблы сейчас практически не инвестируют в новые имена, что очевидно приближает моё предсказание о захвате музыкального мира независимыми артистами. И чем дольше продлятся все эти ограничительные меры, тем дальше уйдёт инди-творчество, оставляя позади своих больших раздутых конкурентов. Важно понимать, что большинство талантливых независимых музыкантов не имеют никаких инвесторов, чтобы останавливать сейчас вложения в своё продвижение. А те суммы, которые они способны вкладывать самостоятельно, в основном являются подъёмными для большинства работающих людей. Конечно, нельзя забывать о факторе всемирного экономического кризиса, стремительно растущего уровня бедности и прочих убытков в частном секторе экономики. В России и так в руках у простых людей (независимый сектор экономики) было менее 10% бюджета страны, а теперь его станет ещё меньше. Центральный Банк РФ предложил справиться с растущим уровнем безработицы двумя гениальными средствами: снижение уровня зарплат и рост частичной занятости. Не нужно быть сильно экономически грамотным, чтобы понять, что такие меры в 21 веке ни к чему хорошему не приведут. В это же время в Чехии зарплаты чиновников предложили приравнять к минимальному размеру оплаты труда для стимулирования экономики. Но мы все потерпим выходки наших властей как всегда, мы же не загнивающий запад, чтобы бороться за свои права. Поэтому денег у людей как ни крути становится и будет становиться всё меньше, и мы все это точно почувствуем. Выживут те, кто сумеет приспособиться к новым условиям, кто имеет существенные материальные накопления, и кто уже давно практикует онлайн-формы заработков. Это обычный естественный отбор, и в России ему ничего не препятствует. С эволюционной точки зрения, конечно же, это очень даже хорошо, слабые умирают, а сильные становятся сильнее. А я наивно полагал, что наша эпоха ознаменовалась победой гуманизма и возможностей развития для каждого человека, вне зависимости от его текущего положения и статуса. Естественно, эти ценности пока чужды странам Африки и бедным странам Азии, но мы же не африканцы и не бедные азиаты.


Резюмируя всё выше сказанное напомню, что трейдеры всё равно будут удерживать Акции крупных музыкальных лейблов (Warner Music, Sony Music, Universal Music, Orchard Music, Believe Music и др.), тем самым регулярно заводя на их счета деньги. Но происходить это будет исключительно во времена видимых падений стоимостей этих акций, поэтому они лишь подключают больного к системам искусственного жизнеобеспечения, не давая ему умереть. Когда пациент очнётся, он уже не будет прежним, и потребуется ещё некоторое время на аклиматизацию. Тем временем независимый рынок, не связанный шаблонами и едиными схемами работы, скорее всего уже будет далеко впереди. По крайней мере в странах СНГ он окончательно сдвинет продюсерские проекты на второй план. Когда мёртвая кожа отвалится, музыкальная индустрия полностью обновится. И подобная эволюция ожидает большое число бизнес-отраслей в мире.

Не забудь подписаться на этот сайт для получения уведомлений о выходе новых статей. На YouTube-канале музыкального лейбла Shagor Music в ближайшее время начнут появляться видео-уроки на тему музыкального маркетинга. В моей группе VK уже скоро начнут выходить подробные разборы видео-уроков, поэтому туда тоже рекомендую подписаться. Подпишись везде, и скоро будет много нового материала.

Оставить комментарий