Как НЕ надо организовывать мероприятия

В мае 2019 моя команда занималась продвижением дебютного сольного концерта артиста-композитора. Это ли не повод вспомнить обо всех ошибках, которые я допускал и наблюдал за 12 лет работы при организации и продвижении различных мероприятий. Чтобы рассказать обо всех, пришлось бы написать целую отдельную книгу, поэтому в этой статье я приведу показательные примеры наиболее частых ошибок артистов и их команд при организации концертов.

В далёком 2008 году мой знакомый из столицы Малайзии открывал площадку для рэп-баттлов в своей стране. В странах СНГ в это время среди хип-хоп исполнителей активно развивались онлайн-баттлы на интернет-форумах, и урбанистическая независимая музыка не воспринималась шоу-индустрией всерьёз. Мой профессиональный опыт работы в музыкальном бизнесе составлял менее года, и я не смог дать ему конструктивных рекомендаций по развитию проекта, но спустя 11 лет чётко видны все недостатки в организации и продвижении данного проекта. Фестиваль “M.Y.Battles” (в народе, M.Y.B.) был одним из первых в своём роде на территории юго-восточной Азии. Заявки на участие собирались на различных музыкальных форумах, а сами мероприятия проводились ежемесячно. Диджей играл свой set, затем выступало несколько человек, часть из них получала денежные призы (был вступительный взнос), затем все опять тусили под музыку диджея. И знаешь что? У самых первых баттл-вечеринок M.Y.B. не было никакой видеосъёмки. Я до сих пор не могу поверить, что можно просто так взять и забыть про видео-отчёт мероприятия хотя бы в лёгкой форме. Пару лет они так и проводились, пока я не предложил ему начать снимать видео. И угадай, почему я рассказываю такую древнюю историю сейчас? Потому что многие артисты даже в сегодняшнюю цифровую эпоху забывают об этом важном нюансе. А некоторые режиссёры могут забыть снять общий план большого концерта. Да, видео-отчёт не является инструментом увеличения посещаемости организуемого мероприятия, но это очень серьёзный инструмент продажи будущих. Если, например, артист успешно провёл свой первый сольный концерт, и это можно показать, то будет гораздо проще продать аналогичное событие организаторам подобных ивентов. А будущим спонсорам концертов без труда можно будет продавать различные рекламные пакеты, если ты можешь подтвердить массовость события. Если же такого отчёта нет, то и продемонстрировать возможный результат ты не можешь, следовательно, если ты хочешь продавать свои мероприятия/выступления, эту работу будет необходимо провести рано или поздно. Зачем откладывать? Теперь перейдём к более актуальным примерам.

На фотографии ты видишь зал, который мы собрали на площадке Москва Hall при продвижении концерта коллектива kavabanga & depo & kolibri в 2013 году. Это очень яркий пример успешного, но при этом убыточного концерта. Возникает логичный вопрос, как можно забить полный зал и уйти при этом в минус? Помни, нет ничего невозможного, и ты всегда можешь уйти в минус, занимаясь полезным делом. Финансовый менеджмент испокон веков был слабой стороной населения в постсоветском пространстве. Коммерческой свободы на русской земле никогда не было, поэтому мы до сих пор не можем разобраться с тем, что делать в условиях рыночной экономики и капитализма. Роберт Кийосаки бы расстрелял в упор организаторов за то, что они не провели стандартную финансовую аналитику мероприятия перед началом организации. Великолепная маркетинговая кампания заполнила весь зал, но расходов на организацию (аренда помещения, гонорар артистов, услуги типографии, рекламный бюджет и тд) всё равно было слегка больше, чем доходов от этого концерта. Поэтому прежде, чем что-то организовывать, присядь на дорожку и посчитай рентабельность. При необходимости сократи часть расходов и добавь точки монетизации (спонсорские пакеты, разогревы, мерчендайзинг и тд). Цены на билеты были настолько низкими, что их смело можно было умножить на два, и они всё равно все были бы распроданы. Простая математика уберегла от банкротства огромное число успешных сегодня предпринимателей, поэтому нельзя игнорировать базовый финансовый менеджмент. Но промашка этого случая даже рядом не стоит с абсурдностью следующего. В 2015 году некий продюсерский центр при департаменте культуры решил провести сборный концерт артистов, которые обычно выступали у них на городских площадках бесплатно. Среди них были и известные артисты, которых наши многоуважаемые представители власти наё… использовали в своих ивентах на регулярной основе. Кто давно следит за этим сайтом, знакомы с данной историей, в которой бюджета на продвижение мероприятия никто просто не выделил. Как ты думаешь, сколько людей пришло на концерт, который никто не продвигал? Знаю, что это выглядит крайне топорно и банально, и я бы не рассказывал об этом повторно, если бы это был единственный известный мне аналогичный случай. Многие, наверное, считают, что музыка и концерты продвигаются по волшебству, или что известным артистам не нужна никакая реклама, чтобы продать билеты на свой концерт. Спешу расстроить, без рекламы сегодня даже второе пришествие спасителя провалится, ибо ему как минимум будет необходимо завести страницы в соцсетях и нанять сммщиков, чтобы об этом кто-то узнал. Расскажу о самых свежих случаях и более подробно разберу некоторые детали.

В прошлом (2018) году меня попросили помочь с продажей билетов на концерт Feduk в загородном клубе. Я проводил трансляцию во время настройки рекламы этого концерта в ВК, которую можно посмотреть и изучить. Но эта статья не о том, как я продвигаю, а о том, какие ошибки во время организации люди допускают. Изначально рекламу планировалось начать в июле (концерт планировался на сентябрь), и в целом существовал вполне продуктивный план действий. Беда заключалась в том, что продажа билетов началась всего за три недели до самого концерта. Естественно, это было провальным обстоятельством, ибо запускать рекламу на концерт, билетов на который нет в продаже — дело весьма неблагодарное. За 3 недели продать 1000 билетов в загородный клуб — задача не самая реализуемая. Было принято решение перенести концерт на попозже, и данное решение принималось за неделю до изначально планируемой даты мероприятия. Естественно, большое число купленных билетов было возвращено, да и сама организация уже казалась людям довольно сомнительной. Автобусы, которые должны были бесплатно привозить/увозить посетителей, вдруг были отменены, не смотря на то, что данная плюшка продвигалась, и на неё клевали. Очевидно, что никакой маркетинг не спасёт плохую организацию. Отзывы о самом концерте были ужасные, и никакой чести это никому не сделало. Вся эта ситуация возвращает нас к моей настоятельной рекомендации всегда планировать весь процесс до мелочей. Человеческая раса уже давно эволюционировала в самую разумную земную форму жизни благодаря мышлению и планированию, и не использовать мозг — это преступление против эволюции. Я обязательно напишу в одной из ближайших статей об инструментах, с помощью которых мы успешно продаём билеты на концерты артистов, но в данной статье хочется ещё рассказать о самой свежей ошибке, которую допустил непосредственно я.

Существует реальная необходимость самостоятельной организации первого сольного концерта артисту для того, чтобы его выступления можно было в дальнейшем продавать. Это было в уже устаревшей серии статей о продвижении артистов с нуля, которая сейчас находится в стадии обновления. Дебютный концерт артиста не обязательно должен быть прибыльным, он должен выполнять функцию инструмента дальнейшей продажи выступлений организаторам. Следовательно, ключевым фактором успеха такого концерта является заполняемость зала. Именно такой концерт мы организовывали для композитора Юлии Монастыренко спустя год работы над продвижением её творчества. Оркестровые концерты современной инструментальной классики и кино-музыки всегда собирают довольно платёжеспособную аудиторию, помимо этого я наблюдаю вполне серьёзную вовлечённость слушателей в соцсетях. Да и концерты мы с командой успешно продвигаем не меньше пяти раз в год, что дало мне кредит уверенности в окупаемости концерта (не смотря на то, что до этого больших концертов у артиста не было). И тут мои амбиции и эго сыграли со мной злую шутку. Я почему-то решил, что способен распродать билеты на этот концерт по завышенной стоимости и настоял на этом во время предварительного планирования. В итоге, пока мы не снизили цены до стандартных, продажи билетов шли крайне грустно. Стоило нам выставить адекватные цены, покупка билетов взлетела как на крыльях, однако времени оставалось крайне мало. Это не помешало нам забить почти весь зал зрителями, но объективно похоронило надежду на sold-out. В итоге концерт так и не стал окупаемым, а моя амбициозная инициатива привела к ухудшению конечных результатов. Стыдно, каюсь, но очередной опыт в копилку лишь увеличил компетенцию моей команды, а мы своих ошибок не повторяем. И постоянно расписывая в статьях свои ошибки, я надеюсь, что ты, читатель, не наступишь на те же грабли после меня.

Я всегда говорю о том, что нельзя бояться допускать ошибки. Ошибки – это главный инструмент формирования опыта. Можно оградиться от реального мира стенами безопасности и мнимой стабильности, но самый пагубный риск, на который может пойти человек – это никогда не рисковать. Невозможно научиться чему-либо, не набив шишки. Именно поэтому троечники в школе, когда вырастают, в большинстве случаев становятся намного успешнее отличников. Они просто не привыкли стремиться к единому шаблонному идеальному решению, они чаще испытывают жизнь на практике и лучше ощущают реальный мир. Поэтому не забудь подписаться на этот сайт, чтобы получать уведомления о выходе новых статей раньше других. Помимо этого подпишись на мою группу ВК, в которой я периодически выхожу в прямой эфир и отвечаю на вопросы зрителей. Если же статей на сайте тебе уже не хватает, приобретай замечательную книгу «Основы музыкального бизнеса», которая погрузит тебя в детали устройства музыкальной индустрии. Присылай свой материал на demo@shagor.ru и в случае моей заинтересованности получи бесплатную консультацию. Если вопрос у тебя срочный, ты можешь записаться на консультацию вне очереди. Скоро будет много новых статей.

Оставить комментарий