Как музыкальные лейблы обманывают артистов

В этой статье я нагло и беспощадно пройдусь по довольно конкретным примерам обмана, с которыми сталкивались артисты в шоу-бизнесе. К каждому случаю будут прилагаться небольшие лайфхаки о том, как можно было избежать этих неприятностей. Знания — это самое главное оружие XXI века, поэтому впитывай и применяй. Статья короткая, погнали.


В уже бородатом начале 2000х годов появился очень провокационный рэпер с забавным творческим псевдонимом — Гуф. Передав все права на свой авторский знак выпускающей компании «айконмедиа», он благополучно забыл об этом почти на 10 лет. Когда артист был на пике своей популярности, хитрые владельцы бренда начали периодически атаковать Алексея Долматова и его партнёрские лейблы судебными исками за использование не принадлежавшего им объекта авторского права. В этой истории финансово пострадали музыкальные лейблы Warner Music Russia и Gazgolder. В итоге, после небольшого периода без возможности гастролей с собственным сценическим именем, артист всё-таки смог отсудить своё. Однако в этой всей бюрократической тягомотине он исчез из поля зрения слушателей на определённое время, что привело к значительному спаду рейтингов. Существенную часть исков пришлось компенсировать, и это негативно сказалось на финансовой стабильности проекта. В итоге артист хоть и числится в списке «живых легенд» отечественной сцены, но уже вряд ли будет так же актуален, как в своё лучшее время, которое могло продлиться дольше без всего этого мракобесия. Если ты не используешь творческий псевдоним, а указываешь своё настоящее имя, то можешь сильно не переживать о данном вопросе, в ином случае рекомендую загуглить «как запатентовать товарный знак». Не откладывай, ибо когда петух за жопу клюнет, будет уже поздно!


В марте 2018 певица Kristina Si покинула музыкальный лейбл Black Star. Юридически, конечно, она осталась на лейбле, а вот исполнительница Кристина Саркисян перестала иметь к этому артисту какое-либо отношение. Помимо того, что бренд Kristina Si по-прежнему принадлежит компании Black Star, все её песни (даже которые она писала сама) достались тем же хозяевам. Самое смешное, что в самое ближайшее время подобным образом может обернуться история исполнителей этого же лейбла – L’One и Егор Крид. И для меня довольно странным кажется такой совковый формат работы компании, которая претендует (по крайней мере позиционирует себя так) на соответствие западному уровню. В сегодняшних реалиях данный формат работы изживает свои последние дни, как уже говорилось в статье Музыкальные лейблы, дистрибьюторы и жулики. Вряд ли многие знают, что Кристина сейчас вполне активно выпускает новый материал под новым сценическим именем. Возможностей для заработка почти нет, ибо исполнять принадлежащий лейблу материал ей нельзя, соответственно, полноценной концертной программы у неё тоже нет. Таким образом, относительно успешная многолетняя карьера теперь должна начинаться в режиме продвижения артиста с нуля. И главная проблема тут не в том, что надо читать контракт, потому что никто свои контракты под твои «хотелки» менять не будет. Основная глупость заключается именно в наличии таких контрактов в наше время! Подписаться на подобную авантюру в XXI веке будет крайне опрометчиво.


Есть ещё одна интересная история из эпохи мамонтов. В начале 2000х фольклорный ансамбль «Енисейские зори» и артисты филармонии получили приглашение на большой кипрский фестиваль. Московская компания-организатор «Аллес Гут» обманула региональный департамент культуры, и артисты остались временно куковать на вокзале после приезда (приехали они за счёт департамента). Деньги никто не получил, никакого выступления не состоялось, все разъехались по домам. Ходили слухи, что артистов облапошил не организатор, а сам департамент. Но это скорее всего глупости, ведь государственные органы не могут врать людям и воровать у них положенные деньги, верно? Вообще история с невыплаченными артистам гонорарами за выступления — это какая-то дурацкая привычка на российском рынке. В открытом доступе в интернете существует огромная масса чёрных списков таких недобросовестных организаторов, и они не прекращают пополняться. Такое ощущение, что профессиональному сообществу на территории РФ в большом количестве плевать на свою репутацию, и многие просто охотятся за мелкими краткосрочными выигрышами. В итоге мы получаем целую индустрию, в которой доверие — это большая роскошь, а творческим людям приходится вникать в бюрократические нюансы.


Из всего этого следует, что артисту сегодня важно понимать хотя бы базовые аспекты шоу-индустрии. В этом тебе поможет книга «Основы музыкального бизнеса», статьи на этом сайте и короткие посты в моей группе ВК. Не забывай подписаться везде, чтобы всегда получать уведомления о публикации нового материала. I’ll be back.

Оставить комментарий