Как устроена команда артиста

В этой статье я расскажу о том, кто входит в стандартную команду артиста, в чём заключаются основные обязанности этих людей и на каких условиях обычно происходит их сотрудничество. По традиции не обойдётся без примеров мошенничества с обеих сторон, поэтому данная статья будет полезна абсолютно любому персонажу данной системы. Без лишней полемики перейдём к сути.


Первое, о чём я спрашиваю артистов во время консультации: «кто выпускает твой материал?». Неоднократно я рассказывал о важности лицензирования и монетизации песен в социальных сетях и цифровых магазинах музыки в XXI веке. Цифровой дистрибуцией занимаются музыкальные лейблы, ещё их иногда называют паблишерами, дистрибьюторами или музыкальными издательствами. Об этих классных ребятах можно почитать в замечательной статье Музыкальные лейблы, дистрибьюторы и жулики. Об острой необходимости в данных персонажах я поведал, рассказывая Как устроен музыкальный бизнес. Ко всему могу добавить, что намного выгоднее сотрудничать с лейблом, который имеет хотя бы какой-то маломальский штат юристов и менеджеров. Ибо права на музыку — это одно из самых больных мест шоу-индустрии на постсоветском пространстве. И без юридической поддержки творчества, могут произойти разные интересные (не в пользу артиста, но тем не менее интересные) события. Такое временами всплывает в новостях, но проходит мимо первых линий, ведь эти истории не вызывают общественного резонанса в достаточных для решения ситуации масштабах. Соответственно позаботиться о юридической безопасности своего материала стоит заранее. К тому же, если твой материал выстрелит, ты смело сможешь потребовать у своего издателя аванс на съёмку клипа, что очень положительно скажется на продвижении. Да и алгоритмы музыкальных площадок просто НЕ подхватят пиратский материал для продвижения в рекомендации или топы. В общем, своевременное лицензирование песен — это очень важно. Без этого артисту не имеет смысла делать ничего! По сему я описываю данную ячейку коллектива в первую очередь. Конечно, никто не запрещает получать собственную лицензию на выпуск песен (что почти невозможно для простого смертного) или работать с открытыми агрегаторами, однако в таком случае рекомендую обзавестись опытным в вопросах авторского права юристом. Но прежде чем лицензировать материал, его необходимо создать.


Я надеюсь, что никому из читателей моего сайта не нужно рассусоливать, чем занимаются композиторы, авторы, аранжировщики и звукорежиссёры. Этим ребятам посвящено несколько разделов книги «Основы музыкального бизнеса». На территории СНГ эти персонажи зачастую берут плату за свои услуги в размере, который зависит от уровня их известности и степени ваших взаимоотношений. Допустим, некий автор написал работу, которая выиграла конкурс «Песни года». Такой автор теперь смело может требовать за свою работу не менее 200тыс рублей, но, если ты с ним подружишься, он скорее всего сделает тебе скидку. При этом автор малоизвестных песен в лучшем случае сможет брать за свои услуги не более 50тыс рублей, что, прошу заметить, никоим образом не обрекает возможный результат на провал. Обращаю внимание и на то, что данное ценообразование актуально на начало 2019 года, когда пишется данная статья. В США и Европе у каждого артиста есть продюсер (у нас это называется саунд-продюсер), который отвечает за создание песен. Он является либо автором и композитором с собственной командой аранжировщиков, либо просто талантливым звукорежиссёром и управленцем, умеющим подбирать авторов и музыкантов. Всё чаще на западе отдаётся предпочтение тем артистам, которые сами умеют писать песни, и уже не редко артистами становятся бывшие авторы. И всё чаще раскрученным артистам на западе нанимают авторов лишь для создания дополнительного свободного времени в расписании. Продюсеры обычно являются членами основного состава команды с долевым участием в проекте. При этом доля продюсера может варьироваться от 10% до 30%. На территории нашей необъятной родины такие саунд-продюсеры являются почти мифическими зверями, хотя не так давно они существовали в достатке и брали на себя куда больше ответственности. Деградация музыкального бизнеса в первую очередь связана с отсутствием нормального образования в данной сфере, что я и пытаюсь исправить своим проектом. Вернёмся к основным действующим лицам, причастным к созданию песен в наших условиях. Рекомендую обращать внимание на тех специалистов, которые не боятся экспериментировать и не пытаются тупо копировать что-то уже выпущенное нашими соотечественниками или братскими народами. Ведь если вспомнить любой громкий хит, он в обязательном порядке дал нашим ушам что-то новое либо в плане звука, либо в чём-то ещё. Очень глупо утверждать, что ничего нового в музыке сделать нельзя, ибо у большинства топовых артистов всегда есть ярко выраженная отличительная черта. Бывают и исполнители, больше известные своими инфоповодами (скандалами и тд), чем песнями. Но, так как мы ещё не перешли к вопросу пиара, не будем на этом зацикливаться. Музыканты — ребята хрупкие и ранимые, но временами на них можно надавить для дополнительной мотивации. Будем откровенны, крайне редко можно встретить пунктуальных креативных людей, а эти люди являются творческими до мозга костей. С этой проблемой можно попробовать побороться.


О маркетинге и необходимом персонале для продвижения я могу рассказывать годами, ведь именно этим и занимается моя команда. Стандартный SMM-отдел занимается продвижением в социальных сетях. В SMM-команду могут входить контент-менеджеры, дизайнеры, таргетологи и специалисты по рекламе. Внешняя реклама в наше время используется разумно лишь в довольно конкретных исключительных случаях. Поэтому ответственность за прямую или нативную интеграцию рекламы на внешних площадках лежит непосредственно на плечах маркетолога или его прямых помощников. Нативный контент в крупных организациях разрабатывают персонажи на должности креативного менеджера по рекламе. Работой с классическими формами СМИ и формированием общественного мнения занимаются PR-отделы. В нашей индустрии они ещё рассылают песни и клипы на радио и телеканалы, если эту работу не осуществляет лейбл. Аналитикой всех рекламных кампаний в нормальных командах занимаются отдельные люди. Продвижению музыки посвящены туева хуча статей и половина моей книги «Основы музыкального бизнеса», в которой описан логичный порядок найма сотрудников для наиболее результативного вектора развития. Простая математика (моя субъективная) говорит о том, что музыкальным лейблам и продюсерским центрам выгоднее иметь свой маркетинговый департамент из пары-тройки отделов в штате, чем пользоваться услугами третьих лиц. Однако у независимых артистов оплата работы каждого сотрудника может стать непосильной ношей для начинающих проектов и неоправданными расходами для раскрученных. Поэтому независимые музыкальные проекты (даже с наличием крупных инвесторов) предпочитают работать со сформированными командами, занимающимися маркетингом профессионально. Бесплатной в наше время реклама может быть лишь на бартерных условиях, которые невозможны без наличия существенной аудитории. Получается замкнутый круг, который можно превратить в спираль, собирая «своих людей» разумно. В поисках такой команды важно опираться на несколько жизненно важных факторов. Я крайне не люблю дилетантов, работающих по одному единственному шаблону со всеми артистами. Это, на мой взгляд, самая большая глупость, которую может совершить маркетолог. У таких персонажей зачастую существуют готовые коммерческие предложения, и они скорее всего очень хорошо упакованы, как этому учат все модные бизнес-тренинги. Но главная проблема тут заключается в том, что концепция продвижения личного бренда на фундаментальном уровне отличается от специфики продвижения классических форм бизнеса. Личный бренд — это в первую очередь индивидуальный имидж: определённый внешний образ и чёткая модель поведения. Об этих важнейших установках можно подробнее узнать в книге «Основы музыкального бизнеса» и этим зачастую занимаются специализированные организации. Творческий продукт несёт в себе некое настроение и смысловую нагрузку (конечно, не всегда), чем не обладают классические формы товара. О ценообразовании на музыкальный маркетинг и о его основах я рассказывал в статьях Сколько стоит продвижение артиста и Этапы продвижения артистов с нуля. Как и в остальных вопросах, следует потребовать у маркетологов их рабочие кейсы (примеры работ, а не чемоданчики). Именно данный фактор является ключевым показателем опыта работы специалистов. А чем опытнее эта команда, тем быстрее ты выжмешь из своих песен и бюджета максимальные результаты. Однако помни, что маркетинг — это не волшебство, и просто с «неплохим материалом» далеко не уедешь.


Теперь побеседуем о тех ребятах, которые увеличивают артисту заработок. Если мы говорим об интеграции песен в кино и сериалы, с этими задачами при желании успешно справляется команда музыкального лейбла. В частных случаях соответствующий менеджер артиста может инициировать увеличение подобных продаж. Обычно такой же человек при участии креативного менеджера по рекламе занимается интеграцией брендов-заказчиков в социальные сети и видео-материал артиста. Он же продаёт артистов для дикторских записей, съёмок в рекламе и всех прочих монетизирующихся штук. О том, кто продаёт выступления, рассказывать в десятый раз не буду. Такой человек обязателен в команде для эффективной работы. Если всех этих замечательных ребят координирует грамотный директор, можно рассчитывать на неплохую окупаемость проекта в относительно короткие сроки. Чаще работа с сотрудниками данного направления строится на долевом участии, но опытный концертник со своей базой постоянных заказчиков вряд ли согласится на работу с неизвестными исполнителями без авансов. Я однажды выдвигал теорию, что малоизвестному артисту стоит попробовать настроить работу концертника в стандартной форме работы менеджера по активным продажам. К сожалению, в сегодняшних реалиях на постсоветском пространстве в большинстве случаев даже самому талантливому артисту приходится тяжко без внушительной толпы активных подписчиков. Мы уже давно живём в таких условиях, где лишь активное сообщество может на что-либо повлиять, и музыкальный бизнес — не исключение. Рано или поздно наступает необходимость в открытии юридического лица (чаще ИП), ибо любой крупный лейбл или заказчик вряд ли станет работать с физическим лицом. Виной тому — пресловутая бюрократия, но это не исключает необходимости в нормальном бухгалтере, который хотя бы ежеквартально будет формировать налоговые отчёты и работать с ними. Такие бухгалтеры обычно берут единовременную оплату за каждый налоговый период. Не редко музыкальные лейблы помогают своим независимым подписантам с оформлением и ведением юридического лица. Итого получается очень большая толпа людей, которых просто невозможно содержать независимому артисту без инвестора. В таком случае следует ознакомиться со статьей Как заработать на своём творчестве. Нет ничего страшного в том, чтобы на первых порах артист просто потихоньку набирал себе аудиторию, вместо неоправданных многомиллионных инвестиций в дебютные релизы. Так за первое время можно без труда проанализировать потенциальную целевую аудиторию для оправданной работы с более высокими бюджетами на последующих этапах.


А теперь моё любимое — аферисты. С ребятами, работающими в направлении создания песен, бывают разные проблемы. Желательно знакомиться с ними лично (даже если планируется дистанционное сотрудничество) или иметь положительные рекомендации. Самые бестолковые дилетанты имеют вполне детские синдромы — они иногда пропадают, не доделывая работу, или халтурят, сэмплируя в рамках своих скудных познаний. Таких легко можно встретить в дешёвых студиях звукозаписи и на просторах интернета. Однако бывает и наоборот, когда артист под различными предлогами не оплачивает сделанную работу или тем же способом исчезает, растворившись в дыму как ниндзя. Именно поэтому в статье Топ5 советов артисту на пути к успеху я рекомендовал всегда брать предоплату за свою работу. Как я уже описывал выше, маркетологи могут быть крайне необразованны. В таком случае одна и та же сумма вложений может отработать в сотни раз хуже эффективных инвестиций в промо. И это не преувеличение, ведь я видел случаи, когда у таких волшебников за вложенные 10 тысяч рублей в контекстную рекламу конверсия в активные действия составляла более 100 рублей. Если не грузить тебя лишней терминологией, просто знай, что это сказочно плохо (более 100 рублей за всего лишь вероятного слушателя). И бестолковые SMM деятели — это не самое страшное в музыкальном маркетинге. На мой взгляд, самое жуткое в отечественном шоу-бизнесе — это пиарщики, работающие за гонорар без гарантий. Я вообще не понимаю, что такое работа без гарантий. Как минимум после проведения пробных работ нужно уже понимать если не конечный результат, то хотя бы возможные охваты и цели промо-кампаний. Если тебе говорят, например: «Плати мне 50 штук, а я попробую тебе выбить интервью и эфиры», знай, что где-то тебя пытаются нахлебать. Запрашивай почаще отчёты о проделанной работе и следи за всеми процессами. В наших реалиях артисту следует хотя бы поверхностно вникать в каждую мелочь маркетинга, чтобы не оказаться у разбитого корыта из-за дилетантов. А маркетологам, как и прежде, необходимо брать предоплату за свою работу, не забывая об ответственности. С продажниками всё чуть проще, ибо, когда они действительно работают, это вполне заметно. Сложность заключается именно в нахождении эффективных тигров по продажам, так как их количественная составляющая в русскоговорящем пространстве плачевно мала.


Как и прежде в заключение рекомендую подписаться на этот сайт, чтобы получать уведомления о выходе новых статей раньше других и своевременно получать новую информацию. В группе ВК я периодически выкладываю короткие статьи, поэтому туда тоже стоит подписаться. Если статей на сайте и эфиров в группе тебе уже недостаточно, не забывай о возможности приобрести книгу «Основы музыкального бизнеса», в которой полезной информации больше, чем во всех моих открытых источниках. Если у тебя есть срочные вопросы и нет времени на ожидания, можно воспользоваться расширенной консультацией за небольшую сумму. Скоро новые статьи!