Музыкальные лейблы, дистрибьюторы и жулики

В этой статье я расскажу о том, как должны работать музыкальные лейблы, и как большинство их российских представителей работают на самом деле. В обязательном порядке будут описаны основные мошеннические схемы, к которым прибегает большинство негодяев и подлецов. Естественно, у меня не получится в одной короткой статье поведать обо всех возможных аферах, но как минимум я попытаюсь доложить о наиболее распространённых из них. Некоторые факты из этой статьи могут кому-то не понравиться, но от этого они не перестают быть фактами. Теперь опустим прелюдии и приступим к сути.

Для начала следует распутать клубок, который ошибочно сплёл продюсерские центры и музыкальные лейблы воедино. Вследствие наречения продюсерами всех торгашей, которые привлекали инвесторов и спонсоров для артистов в СССР, у нас осталось дурацкое представление о том, что продюсерский центр вкладывает деньги в артиста. По факту продюсерскими проектами в США (именно там они зародились) называли музыкантов, чей контракт с рекорд-лейблом охватывал все направления работы с артистом (у нас подобное называется «контракт на 360 градусов»). Напомню, что в основной список подобных работ входят имидж-мейкинг (создание внешнего образа и модели поведения), продюсирование (создание песен и клипов), дистрибуция (выпуск и лицензирование всех релизов), маркетинг (продвижение материала и работа со СМИ) и организация концертных туров. Рекомендую ознакомиться со статьёй Как устроен музыкальный бизнес, чтобы подробнее разобраться в данном вопросе. Однако существует колоссальная разница между фундаментальными принципами работы на западе и в России, ибо в менталитете среднестатистических американцев и европейцев присутствует осознание ответственности и самостоятельности (конечно, не без исключений). В связи с этим западные продюсерские центры были не просто какими-то владельцами артистов, а непосредственно ответственными за проект организациями. При этом, пока у нас надеются на каких-то идеальных людей, на западе всегда полагаются на систему, не веря в этих самых идеальных руководителей. Продюсер на западе — это прежде всего человек, отвечающий за продакшн (песни и иногда клипы), и работает он в рамках системы. В советском менталитете существует вера в идеального сильного лидера (царь хороший, бояре плохие), поэтому наши продюсеры всегда были «причиной успеха», а все провальные проекты оказывались такими из-за «бестолковых артистов». В постсоветском ментальном пространстве на самом деле изменилось не очень многое. Наши люди с возрастом по большей части даже не взрослеют, а просто становятся большими детьми, поэтому мы часто вместо признания ошибок и ответственности слышим лишь оправдания и нелепые убеждения в правоте. А такой пережиток ХХ века как продюсерские центры, хоть и доживает свои последние дни, но всё ещё конкурирует на российском рынке. И вместо принятия ответственности за свои музыкальные проекты, наши продюсеры просто руководят ими (в основном некомпетентно). В итоге за последние 10 лет мы имеем более 90% провалов среди всех артистов, подписанных крупнейшими российскими продюсерскими центрами. При этом контрактные обязательства артистов связывают их рабскими оковами по рукам и ногам на долгие годы. Более подробно об этих замечательных ребятах можно узнать в моей книге «Основы музыкального бизнеса», а теперь вернёмся к музыкальным лейблам.

Консультируя артистов и маркетологов, я чаще называю музыкальные лейблы дистрибьюторами или издательствами, хоть это и не совсем корректно. Но, к превеликому сожалению, большинство российских лейблов работают исключительно в этих ролях. Самое страшное заключается в том, что данный факт — далеко не самое страшное. Ибо в условиях стремительно стагнирующей экономики и активного падения уровня жизни масштабы мошенничества растут в геометрической прогрессии, ибо в этом присутствует логичная причинно-следственная связь. Сегодня дистрибьютор в российском музыкальном бизнесе — это даже не дистрибьютор в его классическом понимании, а всего лишь цифровой лицензиат песен артиста (лицензиара). Огромное число современных отечественных дистрибьюторов занимаются тем, чем артисты могут заниматься сами без каких-либо сверхъестественных знаний и опыта. В интернете не составит труда найти небольшое количество открытых сервисов-агрегаторов, с помощью которых можно самостоятельно выгрузить свои песни в iTunes, Apple Music, Google Play и в большинство прочих цифровых магазинов музыки. Существенная часть российских дистрибьюторов именно так и отгружают материал на площадки, при этом забирают у артистов определённый процент, а иногда даже какую-то символическую сумму денег перед началом работ. Зачастую я крайне НЕ рекомендую работать с агрегаторами, ибо у тебя не будет никакого человека, с которого можно спросить и потребовать актуальные отчёты. Помимо этого, мало какие из этих сервисов способны монетизировать прослушивания музыки в ВК, ОК и приложении Boom. Более того, у тебя не будет юристов, которые могут защищать твои авторские права даже по факту нарушений. И это всего лишь малая часть всех тех проблем, которые ждут артиста при работе с любым общедоступным агрегатором. А теперь представь, что ты работаешь с недолейблом, который и сам размещает твой материал через подобные агрегаторы. ЧТД

Музыкальные лейблы — это фактически выпускающие компании, которые занимаются дистрибуцией и промо-поддержкой издающихся релизов, защищая и отстаивая авторские права юридически на всех уровнях. Среди них, как и в любом другом виде бизнеса, есть честные и добросовестные представители, а есть и откровенные жулики. Самое грустное заключается в том, что в постсоветском обществе воровство и коррупция считаются вполне естественным явлением, с которым бороться совсем не обязательно. Мы ведь не бездуховный загнивающий запад, глупые граждане которого привыкли отстаивать свои права. Мы потерпим до тех пор, пока всё само собой не наладится, ведь от нас ничего не зависит, потому что это «там сверху» всё решают. Ввиду описанного выше, аферистов в российском шоу-бизнесе можно найти в излишке, и никто такому порядку вещей не сопротивляется, что приводит к полной деградации современного отечественного искусства в целом. Помимо дистрибьюторов, работающих через общедоступные агрегаторы, не сложно найти дилетантов, продающих свои различные услуги (далеко не всегда хорошего качества) под эгидой выпускающего лейбла. Не то чтобы это считается серьёзным мошенничеством, но факт в том, что такие ребята без твоих финансовых вложений не будут заинтересованы в поддержке твоего материала. Об авансировании и любого рода промо-поддержке релизов можно в таком случае просто забыть. В лучшем случае при работе с дилетантами ты будешь ежеквартально получать отчёт в табличке Excel, которые тебе будут рисовать, как захотят. В Европе и США работают серьёзные A&R структуры по поиску талантливых артистов, в одной из таких мне довелось работать с 2007 по 2011гг. Об этой замечательной истории можно подробнее узнать в статье Топ-5 советов артисту на пути к успеху. Каждому привлечённому ими артисту выделяется аванс, который необходимо отработать материалом, рекламой или концертами (читай статью Как заработать на своём творчестве). При этом артист на западе подписывает отдельные договоры с агентом (у нас это менеджер или директор), продюсером, маркетологом и концертным агентством. В России никто не будет авансировать артиста, у которого нет собственной большой аудитории. Тебе просто скажут: «раскрутись, потом приходи». В лучшем случае, если ты неизвестный артист, у тебя должна хорошо выстрелить песня, и тогда тебе выделят бюджет (конечно, в виде аванса) на съёмки видеоклипа. В реальности тебе придётся следовать инструкциям статей этого сайта, чтобы собрать первичную фан-базу, после чего уже ты сможешь легко обращаться к крупным лейблам за авансированием и промо. А на первых этапах есть смысл найти небольшую команду добросовестных дистрибьюторов, ищущих «того самого» артиста, который сделает им карьеру. Такие ребята сделают для неизвестного артиста намного больше, чем, например, какой-нибудь Warner Music Russia, который лучше вложится в серых известных артистов, чем в ярких новых.

Напоминаю, что в своей группе ВК я периодически выхожу в прямой эфир и отвечаю на вопросы зрителей. Не забудь подписаться на этот сайт, чтобы получать уведомления о публикациях новых статей. Если же статей на сайте тебе уже недостаточно, покупай книгу «Основы музыкального бизнеса» и будет тебе счастье. Новые статьи уже на подходе.