Этапы продвижения артиста с нуля

Музыкальная индустрия – это такая же экономическая единица, как и любой другой вид бизнеса. Ключевым товаром этого рынка является творческий продукт, а информационный охват сферы даёт фору любой конкуренции. Поэтому я всегда рассматриваю шоу-индустрию с точки зрения классической бизнес-модели. Каждый успешный бизнес обычно проходит несколько базовых этапов: планирование, запуск, рост и становление, аналогичный процесс проходят и артисты. При этом далеко не каждый прибыльный бизнес становится популярным брендом, ибо этот фактор зависит исключительно от ниши и конкурентоспособности продукта, предлагаемого компанией. Точно так же и у нас существуют известные артисты без единого громкого хита, при этом имеющие достойный заработок и пачку верных поклонников. Связано это с тем, что в условиях отсутствия уникального продукта, они смогли правильно выстроить все бизнес-процессы, не допустив при этом фатальных ошибок. В этой статье я расскажу о важнейших этапах первых маркетинговых шагов в продвижении артиста с нуля до его публичного становления, вне зависимости от наличия «большого хита».


Человечество успешно прошло свой путь на вершину современной эволюционной цепи, потому что мы научились выращивать еду, охотиться с оружием, готовить на огне, строить жилища и многому другому. То есть человек смог опередить всех своих конкурентов в развитии, потому что он научился планировать выполнение долгосрочных задач. Следовательно, игнорировать планирование своих действий на пути к цели – равнозначно игнорированию эволюции. Любой бизнес-план начинается с анализа рынка и потенциальной целевой аудитории. В нашем случае необходимо прощупать целевые группы таких людей, которые наиболее часто реагируют положительной активностью на музыку артиста. Обычно для этого мы используем банальный посев аудио в активных сообществах с дальнейшим сбором аудитории, проявившей реакцию (лайк, добавление и тд), и последующим анализом её демографических зон и категорий интересов. Подробнее об этом можно узнать в статье Как определить целевую аудиторию своей музыки.


Исходя из портрета интересов потенциальных слушателей, в маркетинговом плане учитывается формат тех площадок, где обитает потенциальная аудитория, и чем она увлекается. На основании масштабов этой аудитории определяются объёмы необходимых работ, и в зависимости от бюджета этот процесс растягивается либо ускоряется в календарном плане. Понимая увлечения своих потенциальных слушателей, можно прогнозировать, какие информационные поводы каким образом повлияют на формирование общественных и групповых мнений. Этот вопрос можно подробно изучить в статьях Как создать и внедрить инфоповод в СМИ и Методики управления целевой аудиторией. Перед началом активных рекламных работ важно точно определить наиболее эффективные инструменты и площадки для распространения материала и привлечения аудитории. О ценообразовании расходов на все эти механизмы можно узнать в статье Сколько стоит продвижение артиста. Далее важно определить объёмы и формат регулярной маркетинговой активности (контент-менеджмент, smm-поддержка и тд) и ключевых промо-акций (премьеры синглов и альбомов, выступления, презентации, инфоповоды и тд). Например, еженедельно мы хотим охватывать более 300тыс человек в ВК, более 100тыс человек в Facebook и более 100тыс человек в Instagram. Таким образом, мы хотим охватывать более 2млн человек ежемесячно. Помимо этого мы хотим выпускать новые премьеры каждые 2 месяца и охватывать более 10млн человек за первую неделю жизни каждого релиза. В эти три предложения уместился весь последовательный промо-план, который необходимо передать маркетологу для работы в интернете.


При ограниченных бюджетах рекомендую в первую очередь сосредоточиться на распространении материала (посевы синглов, нативные интеграции и тд) и уже после определённого времени переходить к привлечению аудитории. Это простая логика: чем больше людей сначала услышит или увидит твой материал, тем больше людей станут твоими поклонниками и подписчиками во время проведения рекламных работ. В итоге один и тот же вложенный в рекламу рубль отработает более эффективно, если предварительно спарсить больше точечно собранной аудитории. О том, как мы это делаем подробно описано в статье Как раскрутить музыку в соц сетях. Рекомендую заниматься распространением материала и привлечением заинтересовавшейся публики на регулярной основе. Такие процессы обычно набирают активность, как снежный ком, если заниматься посевами и таргетированной рекламой непрерывно. Даже небольшие объёмы работы обычно не заставляют ждать результат слишком долго.

Артист имеет вес только тогда, когда у него есть поклонники! Сегодня, если ты отправишь свою песню на радио или свой клип на телеканал, редактор в первую очередь посмотрит на твою цитируемость в интернете и на активность в твоих социальных сетях. Поэтому я не вижу большого смысла в попытках работы с паблисити и прочими имиджевыми площадками прежде, чем у артиста сформируется первичная фан-база. Важно заметить, что фан-клуб, в свою очередь, может стать внушительной движущей силой при работе с общественностью и классическими формами СМИ. В определённый момент аудитория станет вполне себе ощутима и даже осязаема, именно в этот момент артиста можно превращать в бренд и начинать его потихоньку монетизировать.


Маркетинг – это всего лишь один из многочисленных бизнес-процессов, но далеко не единственная важная структура в бизнесе. Поэтому прежде чем приступать к маркетингу, настоятельно рекомендую подготовить материал (песни, фото, видео), предварительно утвердить своё позиционирование (образ, имидж, модель поведения) и подготовить всё необходимое к работе. Разобраться с этим тебе поможет статья Как устроен музыкальный бизнес. Добавлю, что дистрибьюторы выплачивают артистам авансы! Но не всем, об этом я подробно расскажу в следующей статье. Им важно понимать, что у артиста достаточно аудитории, чтобы за срок действия договора этот аванс окупился. Аванс по лицензионному договору выплачивается в счёт будущих роялти, соответственно, размер этой выплаты удерживается в дальнейшем до полной окупаемости доли артиста. Например, лейбл тебе выплатил 150тыс рублей за сингл, и твоя доля роялти составляет 60%, а релиз ежеквартально приносит доход в размере 50тыс рублей. В таком случае ближайшие роялти ты начнёшь получать через 5 кварталов, когда твои 60% составят 150тыс рублей. Однако в странах СНГ сегодня основной заработок артистов зачастую складывается из выступлений и продаж рекламы (в основном product placement). Напоминаю, что монетизация шоу-бренда возможна исключительно в случае его известности, поэтому перепрыгнуть сразу сюда, минуя несколько ключевых этапов, как по волшебству, к сожалению, не получится.


Данная статья была написана ввиду устаревания информации большинства статей из серии Продвижение артистов с нуля. Как и раньше, я предлагаю бесплатные консультации для всех артистов, выпускающих свою музыку на лейбле Shagor Music. На нашем лейбле могут выпускаться все артисты, чей материал мне понравится. Для этого необходимо отправить своё творчество по форме и дождаться ответа. В случае срочной необходимости есть возможность заказать консультацию вне очереди. Если статей на сайте тебе уже недостаточно, приобретай курс «Основы музыкального бизнеса». Не забудь подписаться на мою группу в ВК, ибо там я периодически выхожу в прямой эфир и отвечаю на вопросы. Подпишись на этот сайт и получай новые статьи раньше других!