Мошенничество и коррупция в шоу-бизнесе

Недавно изучал блог Алексея Навального на ютубе и пришёл к достаточно нетривиальному выводу. К любой государственной структуре можно привести аналогию из любого вида бизнеса, и музыкальный рынок не является исключением. Тем более оба вида заработка на простых людях являются самыми финансово масштабными по отношению к пиару и психологической работе с общественностью. В этой статье я хочу в очередной раз обратить внимание на аферистов и монополистов рынка, с которыми ежедневно приходится иметь дело новобранцам нашей индустрии. Данная статья будет в первую очередь полезна продюсерам, маркетологам, пиар-менеджерам и артистам, чтобы не наткнуться на бессовестных аферистов и не разочароваться в музыкальном рынке. По традиции, примеры из собственного опыта прилагаются.

fd15a9257511b846cbca2011ed1dde9f

Во всяких интернетах существует огромное множество псевдопродюсеров, предлагающих туеву хучу бесполезных и нерентабельных услуг по продвижению. Например, если ты начинающий артист или его представитель в соцсетях, тебе наверняка пачками пишут специалисты, предлагающие размещать песни в подборках и постах в различных пабликах ВК за различные суммы. Складывается ощущение, что простой смертный не в состоянии потыкать пальчиками по клавиатуре и напрямую через администраторов крупных сообществ вк разместить песню, не переплачивая посредникам. И у них всегда находятся забавные аргументы, почему заказывать нужно именно у них. Обычно у всех таких впаривателей есть набор одних и тех же оправданий — “у меня дешевле”, “я знаю ВК от А до Б” и прочие бла бла бла. Я даже знаю одного персонажа, который утверждает, что кроме посевов в ВК артистам вообще больше ничего не нужно. Зачастую такие личности ломаются на вопросе: «что особенного ты можешь предложить, чего не могут предложить другие?». Ибо на этот вопрос смогут ответить только настоящие маркетологи. Но этот случай достаточно простой, и уже через некоторое время тебе придётся научиться разбираться с более тяжелыми кейсами. Теперь разберём умельцев по продвижению видео на ютубе. Есть рекламщики и даже целые сервисы, предлагающие продвижение видео в топ за 25-35 тысяч рублей. И тут есть один большой косяк, за эту сумму естественным образом вывести видео в тренды невозможно! Можно лишь накрутить достаточное количество просмотров, чтобы видео поднялось в рейтинге, но такой результат посредством данного способа будет удерживаться не долго. К тому же, если твой ютуб канал монетизируется, Гугл внимательно следит за качеством твоих просмотров и скрутит обратно всё, что ты накрутил. От этого рейтинг канала упадёт, и в следующий раз тебе придётся постараться, чтобы попасть в тренды. Наиболее естественным способом продвижения видео на ютубе является нативная реклама. Она появляется в цифровых рекламных источниках с открытым кодом биржи, таким образом собирая тебе естественные просмотры и дальнейшую реакцию живых людей. Есть множество сервисов нативного посева видео, например, seedr, viboom, videoseed и многие другие. С недавних времен моей командой разработана собственная аналогичная биржа, и таким образом сейчас продвигаются на ютубе все крупнейшие бренды. Большинство видеоблогеров стали популярны именно таким способом. На сегодняшний день самым выгодным предложением на рынке нативной рекламы является сумма в размере 60 копеек за рекламный показ, если тебе предлагают цену ниже — это накрутка. Немало умельцев предложат тебе продвигать видео отдельно от ютуба, загрузив видео непосредственно в ВК. Чревато это тем, что ты никак не отследишь накрутку просмотров в ВК, как бы тебе не описывали все перспективы. И раз мы снова вернулись к вопросу о ВК, вот тебе ещё метод определения накруток и реального продвижения. Сейчас можно без труда посмотреть охват любой записи. Если, например, пост набрал 2 тысячи лайков при охвате, например, 4 тысячи — это явно накрутка. Ибо невозможно при любом рекламном охвате получить половину положительных отзывов. Для 2 тысяч лайков более естественным будет охват записи не менее 200-400 тысяч. Охват — это количество людей, посмотревших запись, поэтому даже следуя стандартной формуле определения конверсии в маркетинге, невозможно получить показатель в размере 50%. Если ты администратор сообщества, оцени соотношение вирального и рекламного охватов к конверсии в лайки, репосты и комментарии. Помимо этого отследи каждый репост и зафиксируй их охваты. Таким образом всё станет ясно.

74a8639deaefb515e397bb3d8e83855e

Теперь о коррупции и монополии, прежде чем мы вернёмся к аферистам. Один из сравнительно недавних примеров взяточничества в шоу-бизнесе подробно описан в статье “Никогда никому не заплачу за ротацию”. К сожалению, в нашей стране такое позорное взаимодействие с музыкальными проектами является повседневной нормой. Соответственно, никто не удивляется тому, что бестолковые псевдопевцы заполонили медиа пространство. А потом люди спрашивают, почему на западе музыка качественнее и дороже отечественной? Ведь если у тебя нет большой аудитории или поручительства “своего человека”, многие радиостанции скорее всего предложат тебе ротацию “на коммерческой основе”. Подробно об этом описано в указанной выше статье. В двух словах, ротация на финансовой основе — это другими словами взятка, если верить законам РФ об авторском праве и о СМИ. И даже если ты купаешься в золоте как Скрудж Макдак, не вздумай соглашаться на сие безобразие. Во-первых, в золоте плавать невозможно в реальной жизни. Ну и во-вторых, как только ты занесёшь конверт одной радиостанции или телеканалу, все остальные поголовно будут знать, что ты можешь платить за ротации. А, следовательно, на бесплатное эфирное время можешь больше не рассчитывать в ближайшие несколько лет. Все аналогичные истории заканчивались плачевно. Лучше действовать по инструкции из статьи “Как наработать связи в шоу-бизнесе” и постепенно становиться “своим человеком в тусовке”. При этом обращаться за услугами к лидирующим музыкальным лейблам далеко не всегда может быть хорошей идеей. Во-первых, как я уже многократно повторял, у продюсеров любой артист может просто не стоять в приоритете, и таких историй тысячи. Как говорилось в одном пошлом анекдоте, “у тебя два путя будет”. Либо ты попадаешь в эту категорию контрактников с отложенной приоритетностью, либо с тебя будут качать много денег, и как только они у тебя закончатся, ты станешь не интересен своему продюсеру. Естественно, из любого правила есть исключения, мы все их прекрасно знаем. Но в данной статье я пишу не о честных ребятах, а о большинстве. Сравнительно недавно столкнулся с поучительной ситуацией. Бывший солист некогда популярного коллектива начал свою сольную историю с нахождения финансового источника в лице совершенно неопытного в этой сфере предпринимателя. Предприниматель, наслушавшись советов и рекомендаций специалистов старой школы начал активно искать любую возможность ротаций для своего артиста. И как ты думаешь, с чем они столкнулись в самом начале? Первым же делом они сделали то, чего я почти в каждой статье прошу не делать. Телеканал Russian MusicBox, количество ежедневных зрителей которого вряд ли превышает пару сотен человек, предложил новоиспечённым жертвам ротацию на платной основе. И они без доли сомнений взяли сыр из этой мышеловки, после чего начали наступать на грабли шаг за шагом. Предприниматель задал главному редактору телеканала простой вопрос: “что ещё можно сделать для продвижения?”. Как будто для продвижения что-то было уже сделано! Без всякого сарказма предпринимателю можно простить такую некомпетентность, ибо никто не может быть профессионалом в любой сфере. Главный редактор Russian MusicBox порекомендовал своим жертвам обратиться за услугами к дружественным ему пиар-агентам, которые, по идее, должны были чем-то помочь. Естественно, никуда дальше эта история не пошла, и артист со своим инвестором толкаются на мёртвой точке и по сей день. Аудитория не растёт, а что для этого нужно делать, наши Пинки и Брейн совсем не знают. Да и понимание эффективных для этого инструментов у них совершенно отсутствует.

i (1)

Всем рекомендую предварительно ознакомиться со статьёй “Главная ошибка начинающих артистов”, а затем продолжить чтение этой. Существует огромное множество артистов, разочарованных в деятельности пиар-менеджеров, маркетологов, концертных директоров, продюсеров и прочих ячеек необходимой команды. Такая позиция может возникнуть по причине халтурного отношения членов команды к проекту либо некомпетентности самого артиста. В большинстве случаев начинающие артисты, собирая свою первую команду, совершенно не понимают, какие задачи необходимо ставить персоналу и на какой результат можно объективно рассчитывать. Многие полагают, что, как только у них появится пиарщик, маркетолог или продюсер, дела волшебным образом моментально пойдут в гору. Только маркетинг — это не волшебство, и обучаются продвижению не в Хогвартсе. Как и в любом другом виде бизнеса, процесс продвижения проекта — это сложный многоуровневый процесс, в котором постановка медиаплана является поэтапным процессом. Соответственно, важно понимать, на каком этапе каких результатов можно ожидать. “Первые шаги” в этом деле могут занять от нескольких месяцев до целого года, как это написано в одноимённой статье, и этого времени достаточно лишь для проведения предварительной работы. А во время такой активности можно заполучить лишь первых несколько поклонников, не более. Другой вопрос, если ты обладаешь несколькими миллионами свободных денег и готов вложиться в хардкорную программу из статьи “Сколько нужно денег на раскрутку артиста”. К счастью, этот мир развивается, в том числе и маркетинг. Соответственно, маркетологам как я необходимо всегда искать и разрабатывать новые инструменты продвижения, чтобы заказчик мог опережать конкурентов. Как уже было сказано в статье “Уникальные способы продвижения артиста”, написанное мной более года назад небольшими шагами будет терять свою актуальность. Например, артисту сегодня нет нужды нанимать пиар-менеджера на первых этапах работы, потому что большой эффективности от него не будет на ранней стадии, какой бы он ни был профессионал. Даже если он будет полностью отдаваться своей работе, конверсия может быть ничтожной. Конечно, если ты не автор стопроцентного хита, который заедает в голове после первого-второго прослушивания. Поэтому для продвижения своего творчества в первую очередь заведи себе маркетолога, а он уже скажет, когда тебе потребуется пиарщик. Из-за своей некомпетентности артисты, нанявшие и сменившие пиар-агентов в самом начале пути и разочаровавшиеся в них, в большинстве случаев сами виноваты в своих огорчениях. Ведь они хотят и просят совершенно не того, что им действительно нужно. И нет ничего страшного, если маркетолог говорит, что для начала нужно поработать, прежде чем выстраивать план продвижения, потому что шаблонные схемы крайне редко дают эффективный результат. Грамотный специалист по продвижению в первую очередь выявит целевую аудиторию артиста и уже потом начнёт расписывать бизнес-план. Потому что гипотетически представлять ЦА — это одно, а максимально точно её определить и вычислить — задача не простая. И даже тогда такой план может и должен подвергаться корректировкам в процессе работы. Теперь я расскажу, как вычислить возможных аферистов, и почему стоит избегать совершенно некомпетентных работодателей!

C56jnaCVUAArzXQ

Самый частый конфликт артиста и его менеджмента происходит на почве непопадания песен и клипов в ротацию. Сейчас я не разбираю истории со взяточничеством. Как уже было сказано в предыдущей статье, сейчас радиостанции и телеканалы с жадностью охотятся за рейтингами, из-за активного ухода их аудитории в интернет. Соответственно, в первую очередь им нужен артист со своей публикой либо с гарантией быстрого обретения слушателей. Такой гарантией может стать бесспорный хит, поручительство авторитетного продюсера или очевидные показатели ускоренного роста публики. То есть, если твою песню или клип не взяли в ротацию, значит, станция или канал не верят в твой продукт или твою аудиторию. Но вполне возможно, что твой менеджер просто не отправил никому ничего, и такую банальную халтуру легко вычислить. Пусть менеджер, например, предоставит тебе скриншоты отправленных писем. Почти любые отмазки означают невыполнение своих обязанностей. А если же доказательства выполненной работы имеются, значит, проблема в тебе и твоём продукте. Главное, что ты теперь знаешь, как проверить факт выполненных работ в случае, если никакого результата по ротациям ты не получаешь. Ещё одной причиной споров артиста и маркетолога очень часто становится отсутствие роста аудитории и слушателей исполнителя. Ведь если за полгода у артиста не выросло количество поклонников и ненавистников, значит, продвижение работает крайне плохо. Это прямое свидетельство некомпетентности лиц, ответственных за популяризацию проекта, ибо причиной сему может быть исключительно отсутствие промо активности или нецелевой промоушн продукта. Поэтому я очень часто отказываюсь от работы с артистами, которые думают, что сами лучше знают, что им нужно для продвижения. Потому что крайне редко они действительно знают, что может их эффективно продвигать. Совсем недавно ко мне обратилась команда артиста, который работает на большой сцене уже более 7 лет. Но после ухода от своего продюсера данный артист остался с небольшой горсткой фанатов и утерянной востребованностью. На первых встречах мы договорились и утвердили, что ближайшие несколько месяцев будем популяризировать артиста через наиболее перспективные инструменты, чтобы он стал востребованным для телевизионщиков, радийщиков и прочих масс медиа. Но в один момент без какого-либо согласования и здравого смысла они решили перепрыгнуть первый этап работы и сразу начать взаимодействовать с элитными СМИ. Возможно, они верят в волшебство, потому что иным образом в реальной жизни этого не сделать. Но если же ты полностью принял промо план своего маркетолога и не получил никаких видимых результатов, значит, твой маркетолог не умеет работать либо просто не работает.

как раскрутить артиста

Каждый раз, перечитывая собственные статьи, я понимаю, как много всего важного я не успел рассказать. При этом, они и без этой информации получаются, на мой взгляд, слишком длинными. Я постоянно тешу себя надеждой, что рано или поздно запущу обучающие мастер-классы и курсы, на которых мне удастся более подробно рассказать необходимые детали данных тем. А пока на это времени найти не получается, ты можешь приобрести курс “Основы музыкального бизнеса”, вступить в мою группу ВК и подписаться на мой инстаграм, хоть он и находится в плачевном состоянии. Внимательно изучи, с кем ты работаешь, и будет тебе счастье. Новая статья на подходе.

2 комментария

Оставить комментарий