Как и где найти прибыльного артиста?

The-Artist-Logo.svgВопрос, который задаёт себе каждый продюсер, директор, пиарщик, композитор и вся остальная музыкальная братва на старте. Все они прекрасно понимают, что правильный исполнитель даст им возможность сделать себе имя в процессе его продвижения. В этой статье я в очередной раз разрушу некоторые мифы о шоу-бизнесе, которыми травят людей аферисты, а также расскажу несколько интересных лайфхаков для успешной работы на музыкальном рынке. Вдохновлён на эту тему я был семинаром Виктора Абрамова в Университете Синергия. Сейчас я расскажу некоторые вещи, которые Виктор не упомянул в своём спиче. Разберём подробно, что вообще это за чудо такое — «Артист», как его искать, и на что обязательно нужно обращать внимание в первую очередь.

Musician 10 silhouettes
Musician 10 silhouettes

Для начала давай раз и навсегда усвоим одну простую информацию: каждый продюсер ищет себе талантливых, харизматичных и сформированных артистов. Хорошие артисты всегда делают продюсерам необходимые рейтинги и карьеру, они поддерживают их актуальность и востребованность на рынке. Есть распространенный миф, что имея много денег, можно из любого Г сделать конфетку, и это порождает множество заблуждений. Во-первых, ни один авторитетный продюсер не возьмёт твой проект «под ключ» ни за какие деньги, если у него нет врождённого потенциала. Причина сему очень проста, в хорошего артиста много вкладывать не потребуется, а поначалу можно вообще почти без вложений обойтись. Но вот в откровенное УГ вложить нужно не меньше бюджета какой-нибудь небольшой нефтегазовой корпорации, кому это нужно? И при этом ещё и времени на весь процесс уйдет даже больше, чем у хорошего независимого музыканта на достижение тех же целей (причём, независимый исполнитель израсходует на это в сотню раз меньше бюджета). Будем реалистами, каждый рейтинговый продюсер имеет свою известность лишь благодаря успешному музыкальному проекту, который он вывел в массы. И, откровенно говоря, есть огромное множество не менее профессиональных продюсеров, которые так и не получили ещё своих лавров из-за отсутствия нужного артиста. И это работает именно в таком ключе и никак иначе, кто бы что ни говорил. И сейчас я даже не завожу разговор о субкультурных продюсерских центрах (например, музыкальный лейбл Black Star inc является единственным представителем хип-хоп рынка в 2016 году, у которого в команде более двух успешных исполнителей). И при этом я совсем не удивлюсь, если в ближайшие пару лет какой-нибудь рэп станет самым популярным жанром среди молодёжи, а лейбл Black Star gjnеряет всех своих топовых артистов. А ведь буквально 10 лет назад в россияне надо мной смеялись за такие утверждения!

Если ты всё ещё думаешь, что грамотный продюсер может добиться успеха любого артиста при наличии необходимого инвестирования, вот тебе несколько примеров проектов лидирующих продюсеров (если хорошо поищешь, ты и сам найдешь ещё кучу провальных проектов любого другого продюсера), которые с сокрушительным провалом и треском прогорели на рынке либо просто не окупили вложенные в них средства:

— гр. Девочки (1999-2003гг. проект Игоря Матвиенко);
— Татьяна Заикина (1999-2006гг. проект Максима Фадеева);
— гр. Total (2000-2006гг. проект Максима Фадеева);
— Михаил Гребенщиков (2003-2007гг. артист Игоря Матвиенко);
— гр. Voron (2007-2008гг. проект Максима Фадеева);
— гр. БиС (2007-2010гг. проект Константина Меладзе);
— Анастасия Приходько (2007-2011гг. артист Константина Меладзе);
— KIT-I (2007-2012гг. проект Максима Фадеева);
— Инь Ян (2007-2012гг. проект Константина Меладзе);
— B.K. (2007-2012гг. – проект лейбла Black Star);
— Мобильные Блондинки (с 2008г. проект Игоря Матвиенко, существует по сей день);
— гр. Венера (с 2010г. проект Игоря Матвиенко, существует по сей день);
— Карина Кокс (2010-2011гг. – артист лейбла Black Star);
— Фидель (2013-2014гг. – артист лейбла Black Star).

static1.squarespace.com

Большие продюсеры организовывают грандиозные кастинги для поиска талантливых артистов, и мы все хорошо знаем некоторые из этих проектов. Крупнейшие издательства выкупают мировые франшизы с целью выявить наиболее перспективных молодых музыкантов. Во все эти колоссальные события инвесторы вкладывают неизмеримые объемы финансовых потоков ежегодно по нескольку раз. Посмотрите на их количество за последние 20 лет: «Фабрика Звёзд», «Новая Волна», «Хочу к Меладзе», «Хочу в Виа Гру», «Новая звезда», «Х-Фактор», «Песни» и большое количество других. Фабрику звёзд, например, успел организовать каждый из основных продюсеров России, в том числе и сама Алла Борисовна Пугачёва. Каждый себе ухватил по несколько артистов, и потом произошло на отечественном музыкальном рынке небольшое затишье в сфере появлений новых лиц. Хотя причину именно этой проблемы я скорее вижу в полном отсутствии нормального A&R менеджмента в России. После этого затишья продюсерам стало снова не хватать хорошего продукта (ведь большая часть предыдущих проектов абсолютно всех этих продюсеров не окупили свои расходы), и Первый Канал выкупил голландскую франшизу «The Voice», которая у нас называется «Голос». Теперь основные музыкальные издательства начали вновь присматриваться к потенциальным звёздам нашего шоу-бизнеса через подобные проекты. Но что же делать, если ты – НЕ ведущий продюсер или издатель и не обладаешь столь масштабными средствами для поиска нужного артиста. Всё очень просто, организуй кастинг поменьше и сделай его открытым. Если есть возможность просмотреть по-настоящему большое количество артистов, сделай его бесплатным, дай всем возможность быть услышанным. Если же ты желаешь изначально отсеять тех исполнителей, которые скорее всего относятся к своей творческой деятельности больше как к хобби, чем к единственной профессии по жизни, установи абонентскую плату за участие в твоём кастинге. Проводи подобные кастинги регулярно, и, возможно, в течение нескольких лет ты себе найдёшь того самого артиста, за которым с такой жадностью охотишься. Что же делать, если ты вообще не продюсер?

live-concert
Для начала необходимо разобрать, для чего же концертным менеджерам, пиарщикам и издательствам нужен такой артист? С концертником проще всего, он является непосредственно продающим звеном всего музыкального проекта, а, как и в любой другой сфере, хороший продукт всегда лучше продаётся. При этом не забываем, что хороший продукт может быть создан из плохого расходного материала и наоборот, что рано или поздно всегда отразится на продажах. Букинг-менеджеру в первую очередь нужно смотреть на то, как артист чувствует и ведёт себя на сцене, как он работает с аудиторией и тому подобные факторы. Ибо изначально продаётся именно шоу-программа артиста и больше ничего. Цифровая дистрибуция музыки конечно приносит хороший доход, но не малоизвестным артистам. Почти невозможно продать артиста на кассовые мероприятия, пока его не узнает необходимая аудитория. Поэтому первые продажи (неизвестных артистов) чаще делаются за счёт интересной программы, которую возможно создать только имея соответствующие врожденные таланты. Как один из вариантов, концертнику стоит высматривать своих подопечных непосредственно на их живых выступлениях. Таким образом, ты будешь понимать продукт, который продаёшь. Это также поможет тебе более правильно составить презентацию и шаблон коммерческого предложения заказчикам. С букинг-персоналом разобрались, двигаемся дальше.

Promotion

Маркетолог. Ну, разве не должно быть ему пофиг, кого толкать в массы? Это ведь просто его работа, пусть работает. Работая в крупнейших продюсерских центрах, я частенько двигал материал, не имеющий определенного веса с коммерческой точки зрения. Честно говоря, мне вообще редко нравилось работать с артистами в российских продюсерских центрах. Если ты менеджер по связям с общественностью в каком-нибудь продюсерском центре, тогда этот абзац не имеет особой важности для тебя. Но если ты работаешь с независимыми артистами, то будь уверен в том, что тебе обязательно нужно с особой внимательностью выбирать своих подопечных. Во-первых, тебе нужно ясно прояснить для себя, имеет ли артист понимание того, как происходит процесс продвижения, чтобы во время самой работы не возникало никаких разногласий и спорных моментов. В первую очередь это относится к артистам, которые ранее не имели никаких взаимоотношений с маркетологами. С такими артистами я вообще стараюсь больше не работать, потому что это единственные недовольные люди с завышенными ожиданиями в моей практике. Помимо этого найдется куча артистов, которые имели негативный опыт работы с пиар-менеджерами, и такие поначалу будут относиться к этому вопросу с недоверием. Хороший маркетолог всегда оговорит с артистом гарантии, которые он может дать. Такие гарантии человек с опытом должен уметь прогнозировать исходя из тестовых работ. Но вернёмся к завышенным ожиданиям. Если музыкант считает каждый свой релиз хитом, вряд ли ему будет понятно, почему та или иная композиция не проходит прослушивания музыкальных редакций радиостанций и не попадает в музыкальные топ-чарты, зарабатывая миллиарды триллионов. Большинство таких артистов думают, что хороший пиарщик может запихнуть любую песню в ротацию без препятствий. И это очередной миф! Специалист по связям с общественностью способен только показать материал музыкальной редакции таким образом, что бы его действительно прослушали и дали субъективную реакцию, не более. А чем больше наработанных связей у этого пиарщика, тем больше круг целевых лиц, которым этот продукт может быть продемонстрирован. Резюмирую: артист должен объективно воспринимать своё творчество и понимать концепцию продвижения в целом. Если это понимание у исполнителя есть, то с таким артистом работать можно. К сожалению, многие из этих моментов узнаются только в процессе работы, и в связи с подобным недопониманием артистов и маркетологов возникает множество разногласий, из-за которых в последствие многие артисты с большой аккуратностью выбирают себе пиар-службу. С другой стороны, возможно, это даже хорошо. У тебя отсеиваются некомпетентные конкуренты. В качестве примера я вспоминаю один продюсерский центр (названия говорить не буду по этическим причинам), в котором «продюсер» (по крайней мере он так себя называет) хотел от меня исключительно получение ротаций своим артистам. Больше его ничего не интересовало: ни эфиры, ни интервью, ни публикации в СМИ. Человек даже не понимал систему работы, при которой достигаются любые ротации, но зато он громко называет себя продюсером. Возвращаясь к главному вопросу, маркетолог обязательно должен оценить материал артиста с коммерческой точки зрения, а также посмотреть на его коммуникативные навыки, не забывая об объективном восприятии своего творчества и понимания схемы работы и гарантированных результатов (обязательно понимать сроки). Если все эти моменты у артиста есть, тебе несказанно повезло, таких артистов найти сложно, но только у них получается чего-то добиваться в музыкальной карьере. Ты его нашел, хватайся за него и двигай, он будет тебе благодарен и счастлив. И всем от этого будет хорошо.

logo

Зачем производственной команде делать выбор артистов, с которыми они работают? Как и в случае с маркетологами, если ты работаешь на большой лейбл, то у тебя и нет другого выбора. Но если ты, например, независимый аранжировщик, который ещё не наработал себе имя, будь уверен, тебе жизненно необходимо серьезное портфолио. А такое портфолио тебе могут дать только сильные артисты. Естественно, многие рекламщики и саунд-продюсеры в России возьмут в работу любого, кто даст им копейку. Но помимо небольших денег, тебе в портфолио наверняка хочется заполучить хотя бы несколько именитых артистов, чтобы набить цену своей работе. Так вот, только у сильных артистов есть потенциал быстро появиться на слуху у целевой аудитории. Не надо бояться исполнителей-перфекционистов. Благодаря ним ты набиваешь себе руку необходимым опытом для работы с более серьёзными заказчиками. Люби музыкантов с гипертрофированным чувством перфекционизма – они и есть твой двигатель. Всегда говори артисту прямо, что тебе нравится в его работе, а что – нет. Таким образом те, кто не способен объективно воспринимать своё творчество, самостоятельно отсеются из твоего рабочего круга. В отличие от сферы промоушна и продаж в музыкальном рынке производственная служба может определить степень выгодности того или иного артиста исключительно посредством проведения пробной работы и никак иначе. Помимо этого обращай внимание на формат создаваемого артистом продукта. Интересный и уникальный материал будет расходиться по необходимой аудитории с наибольшим ускорением, чем какой-нибудь шаблонный и стандартный.

very-important-clipart-1.jpg

Подведём итоги. Чтобы найти сильного исполнителя, нужно организовывать большие конкурсы вокалистов, принимать участие в чужих кастингах и плотно заниматься A&R деятельностью. Нужно изначально увидеть массовую аудиторию продукта, оценить сценические и коммуникативные навыки артиста, а также наладить взаимопонимание (понимание целей, задач и сроков) с ним. Не должно возникать абсолютно никаких негативных элементов в этой взаимосвязи, ибо она ведёт к недоверию и, в конечном итоге, разочарованиям с обеих сторон. И, самое главное, для исполнителя – музыкальная деятельность должна быть смыслом его жизни и единственным будущим, в котором он себя видит, иначе ты никогда не доведёшь его даже до точки окупаемости проекта. Сильного артиста, который имеет потенциал добраться до верхов эстрадной сцены самостоятельно, найти почти невозможно. Это подтверждает Виктор Абрамов, креативный директор продюсерского центра Black Star inc в своей лекции на #sinergylectorium. Но, зато, можно приобрести мою книгу «Основы музыкального бизнеса», вступить в мою группу Vk, подписаться на мой Instagram и добавить меня в друзья на Facebook. Следи за новостями, очень скоро будет много нового крутого контента.

Оставить комментарий