Независимый артист vs Продюсерский проект

Статья обновлена 16 октября 2023

Салют, друзья. В заключение первых двух статей сайта (С чего начать молодому артисту и Главная ошибка начинающих артистов) хочу разобрать довольно важную тему. Сейчас мы рассмотрим все плюсы и минусы самостоятельной карьеры артиста по отношению к работе с продюсером, в его российском понимании. С одной стороны, казалось бы, ответ должен быть очевиден, но на виду в шоу-бизнесе только верхушка айсберга. Разбор мы проведём по порядку действий, необходимых в работе над карьерой артистов. Вся эта последовательность подробно описана в моей книге «Основы музыкального бизнеса».

разделитель

Артист всегда начинается с себя. Первостепенно прорабатывается его образ, имидж и модель поведения. И это один из элементов, в которых независимый артист нисколько не уступает своему продюсерскому аналогу. У продюсера в загашнике всегда хранится немного заготовок, наработок и референсов на каждый этап работы, плюс он всегда может привлечь штатных либо подрядных специалистов данной сферы с необходимым кредитом доверия и багажом опыта и знаний. У независимого артиста в большинстве случаев образ прописывается из ощущений самого себя, но не всегда подобный подход может создать продающий коммерческий продукт. С другой стороны, продюсерский проект всегда подгоняется под формат выпускающего лейбла, что ограничивает возможности для самореализации. Однако подобная свобода творчества нередко играет злую шутку со сторонниками «самостоятельного» продвижения. Но данные заявления не являются аксиомой, и очень часто свобода творчества даёт независимым артистам возможность реализации самых безумных идей. А это не может не сыграть на руку, ибо безумство объединяет всех креативных людей на нашей планете. Продюсерский проект (далее, ПП) в сравнении с независимым артистом (далее, НА) имеет большее количество преимуществ в этом раунде. Важно понимать, что у НА в арсенале лишь то, что он может себе создать и собрать за те ресурсы, которые он сам себе должен заработать. ПП, на его фоне, имеет весь необходимый арсенал супер-способностей в виде большой слаженной команды и выстроенной последовательности действий. Но первый раунд данного поединка отдаю в пользу ПП 1:0.

Pet+Shop+Boys+Pop+Art+-+Hand+Numbered+Art+Pr+624999

Следующим вопросом данного поединка станет подготовительный этап работы над артистом. Напомню, что в него входят занятия по раскрытию вокальных данных, актёрскому мастерству, сценическому поведению и тому подобное. В большинстве случаев ПП отбирает своих кандидатов на контракт среди уже поставленных артистов с подходящими для проекта вокальными и сценическими данными. Поэтому в работе продюсеры регулярно ссылаются на наработку опыта и редко реально заморачиваются с дальнейшим развитием талантов своих артистов. При этом умный НА регулярно работает над собой, занимается техникой своего исполнения, работает над своей подачей и постоянно стремится достичь новых лимитов и развития техники. К тому же, НА, как и в предыдущем пункте, волен подобрать необходимых репетиторов, постановщиков, инструкторов и педагогов самостоятельно. Только в большинстве случаев у НА просто нет достаточно средств для того, чтобы обеспечивать себе всё необходимое для этого этапа. Учитывая все эти факторы, можно уже подводить итоги второго тура этих замечательных соревнований. Безоговорочную победу в нём одерживает ПП, счёт становится 2:0.

sy8iah

Третьим этапом разберём работу над творческим материалом артиста. НА волен самостоятельно выбирать своих авторов, аранжировщиков, команду по видеосъёмке и т.д. Он может месяцами отбирать предложенные ему разными авторами песни, дабы отобрать наиболее подходящий ему продукт. То же самое происходит в отношении аранжировщиков, режиссёров, операторов и т.д. У НА нет документальной привязанности и обязательств перед конкретной командой и, если ему не нравится предложенный материал, он с лёгкостью может от него отказаться. В итоге НА может давить своих подрядчиков, пока те не предоставят ему то, что ему нужно. У ПП такой свободы выбора нет, и ему приходится работать с теми людьми, которых ему дали. С одной стороны у ПП есть вся необходимая команда специалистов, которая десятки лет работает на рынке и производит необходимый ему коммерческий продукт (в данном контексте «ему» может означать как артисту, так и рынку). В постановке шоу-программ НА чаще уступает ПП, и, я надеюсь, необходимости нет подробно разбирать причинно-следственные связи. Поэтому, не смотря на отсутствие подготовительных занятий, продюсер может поставить шоу-программу своему артисту намного профессиональнее НА. Но это только на начальных этапах продвижения. Единственным недостатком ПП становится необходимость смириться и исполнять то, что дали, прямо как при диктатуре. Однако мы все хорошо знакомы с теми случаями, когда независимый артист выдаёт бомбу, которая взрывает все радиостанции и плейлисты. Зачастую, именно творческая свобода даёт слушателям что-то новое уникальное. Поэтому в третьем раунде чуть больше преимуществ достаётся НА. Так что счёт становится 2:1.

achievements70

Новый этап в данном конкурсе посвящён продвижению созданного материала. Казалось бы, вопрос очень простой, но сегодня я разрушу очередной миф о шоу-бизнесе. Конечно, мы редко встречаем НА в списке номинантов таких конкурсов, как премия Муз ТВ, премия RU TV и т.д. Но давай говорить честно, в этой стране куча артистов без этих медийных премий собирают ничуть не меньшие залы и получают нисколько не меньшие роялти с прослушиваний, соответственно, и зарабатывают они вполне равноценно. И всё это происходит, не смотря на глобальную монополию на музыкальном рынке в странах СНГ. Более того, НА на подобных мероприятиях видно зачастую чаще, чем ПП каких-нибудь маленьких творческих объединений. Ты уже знаешь, что примерно за три активных года НА вполне может заиметь огромную армию поклонников и фанатов и начать неплохо зарабатывать. ПП для этого иногда требуется не более года с момента начала активной работы, но и денег в него вкладывается в разы больше. При этом соотношение цена/результат зачастую получается выгоднее у выстреливших НА. Ещё пару лет сверху потребуется НА ,дабы достичь наиболее высоких творческих и профессиональных результатов (условия ты уже знаешь). ПП для этого требуется не больше пары лет с начала работы (при соблюдении тех же условий). Под наиболее высокими результатами я подразумеваю те самые премии, большие гонорары и прочие регалии. Нельзя не учесть работу НА с дистрибьюторами, которые с удовольствием дадут аванс хорошо идущему НА. И этот бюджет последнее время распределяется гораздо эффективнее, чем у ПП, которых часто продвигают устаревшими методами. Взгляни на музыкальные ТОП-чарты, сегодня там больше НА, чем ПП. В итоге счёт становится 2:2.

media-star-divi-logo2

И, наконец, мы подошли к вопросу продаж артиста. И опять я тебя удивлю реальностью. ПП в большинстве случаев занимаются продажами исключительно по входящей линии. Продюсеры настолько уверены в эффективности своего маркетинга, что не уделяют должного внимания этому вопросу. Зачем стараться больше, если продукт и так продаётся? Да и, тем более, план выполняется, зачем концертному директору утруждать свой зад на лишние телодвижения? Можно лежать на диване, чесать живот, сосать пивко и получать заказы. Главное — вовремя поднимать трубку. Хорошо уже, если они просто перезванивают пропущенным вызовам. НА, в свою очередь, подбирают себе команду инициативных тигров по холодным продажам. Я уже подробно рассказывал, что требуется от букинг-менеджеров, и как их отбирать. Я постоянно работаю с НА и ПП самых крупных музыкальных лейблов России, что позволяет мне сложить наиболее чёткую картинку по данному вопросу. Не редко я сталкиваюсь с тем, что у НА количество ежемесячных заказов намного больше, чем у ПП, вне зависимости от минимальной ставки гонорара. Периодически даже в пару-тройку раз. И тут нет никаких условностей со временем, ведь НА это требуется намного больше, чем ПП. У ПП и так всё хорошо и быстро. Поэтому в последнем этапе поединка победу я отдаю НА, и счёт становится 2:3. Если учесть, что по окончанию контракта продюсер может оставить себе творческое имя и песни артиста, то добавим к счёту НА ещё один балл. Итого у нас получается 2:4 в пользу НА.

music_crawl

Конечно, я не учитывал множество влияющих факторов, таких как:
— наличие инвестиционного финансирования у НА;
— приоритетность ПП у продюсера;
— компетентность команды НА;
— консервативность продюсера, занимающегося ПП;
— форматы и целевую аудиторию артистов;
— таланты непосредственно самих артистов;
— смекалка ответственного за проект лица
и многое другое.

Но данные оценки вполне объективны по отношению к среднестатистическим проектам. Так что это только твой выбор, развиваться самостоятельно и потратить на это несколько лет или отдаться в руки продюсеру, лишив себя свободы творчества. НА как Бэтмен, которому нужно много трудиться, в полную силу использовать свой мозг и изощряться всеми возможными способами и хитростями, чтобы встать на один уровень с Суперменом (ПП), у которого и так есть суперсилы и он даже не думает о том, что его может одолеть простой смертный. Однако мы знаем, что супермена может победить зелёный камешек! Все плюсы и недостатки обоих супергероев я уже перечислил. Всё, что тебе остаётся, это приобрести книгу «Основы музыкального бизнеса», вступить в мою группу Вконтакте, подписаться на мой инстаграм и добавить меня в друзья на Facebook. Таким образом ты всегда будешь в курсе моих новых статей и новостей. Всё это совершенно бесплатно, всех благ и до скорого.

batman vs superman novo teaser

3 комментария

Оставить комментарий