ВНИМАНИЕ: Автор считает данную статью устаревшей. Информация может быть не актуальной
Салют, братва. Сегодняшняя статья, в отличие от двух предыдущих, обращена больше к PR-менеджерам и продюсерам, начинающим свою работу с совершенно новым, неизвестным артистом. Этот вопрос станет главной темой серии статей, в которой мы откроем музыкантам погружение и знакомство с миром шоу-бизнеса. Делать мы это будем на примере нескольких артистов, почти в режиме онлайн. Первые шаги мы разберём на примере одного очень талантливого автора-исполнителя собственных песен.
Weel (настоящее имя Вилоят) — автор-исполнитель музыкальных жанров поп, р’н’б;
— бэк-вокалист хип-хоп артиста Джигана;
— участник проекта «Битва Хоров» на канале Россия1;
— исполнитель заглавного трека телепроекта «Топ-модель по–Русски» (совместно с певицей Ёлка).
В первой половине 2016 года я впервые изучил его сольный творческий материал. Первым делом я провел анализ проекта с коммерческой точки зрения. Обладая интересным тембром голоса и большим сочинительским талантом, он создаёт по-настоящему интересный продукт, рассчитанный на свою целевую аудиторию. Основной целевой аудиторией его продукта является среднестатистическая молодёжь крупных городов стран СНГ, а также прочая обеспеченная молодёжь других городов. При этом данные и возможности вполне соответствуют необходимым критериям для расширения охвата молодёжной аудитории. Будучи солистом вокальной группы хип-хоп артиста, Вил впитал в себя множество фишек и немного воспитания от различных жанров данной субкультуры. Материал, в большинстве своём, представляет собой джазовые напевки и мелодичный речитатив на ломанную ритм-секцию в аранжировках. Единственное, что мне не понравилось в представленных демо – это работа звукорежиссёра. Соответственно, это стало первым необходимым действием. Про подобные предварительные шаги работы более детально написано в самой первой статье на сайте и очень много сказано в учебном материале «Основы музыкального бизнеса». И вот, после работы со звукорежиссёром, в котором я никогда не сомневался, мне был показан новый продукт с кристально коммерческим звуком, дерзкой тематикой, рассчитанный на широкую молодёжную аудиторию. Сейчас я предоставлю свою внутреннюю информацию и небольшую часть своего анализа представленной песни.
Аранжировка достаточно простая, но сама подборка звуков очень современная и лёгкая для восприятия. Структура текста и общая гармония сделаны в комфортной для восприятия человеческим ухом манере. Сам текст молодёжный и дерзкий, используются сленговые выражения и повторения в припеве, о которых написано в книге «Основы музыкального бизнеса». Данная композиция рассчитана на уверенных в себе современных девушек и молодых людей, восхищающихся своими спутницами. Затрагивается наиболее популярная тема любви, при этом используется очень современный подход к повествованию сюжета и динамичный ритм. Второй куплет дополнительно охватывает контингент современной молодёжной субкультуры (первая половина второго куплета исполнена в лёгком речитативе), что увеличивает объём целевой аудитории данного продукта. А теперь мы будем использовать обычную математическую теорию вероятности на основе официальной статистики с целью вычисления наиболее точных прогнозов коэффициента успешности этой песни. Если брать в учёт общий возрастной контингент от 15 до 35 лет – это чуть меньше 30% населения стран СНГ, основная ЦА (целевая аудитория) при этом от 20 до 30 лет составляет почти 17% населения. Из них отбросим любителей тяжёлых музыкальных жанров и ценителей «высокой» музыки, а также ярых представителей отречённых уличных субкультур. Таким образом, у нас остаётся порядка 10% общего контингента и около 6% основной ЦА (в соотношении с населением стран СНГ), тем самым мы получаем хорошую потенциальную конверсию. Возьмём в учёт тенденции молодёжных вкусов в крупнейших городах (далее ГМ – город-миллионник) и невысокое музыкальное развитие небольших населённых пунктов (далее — НП). Из этого можно предположить, что теоретически до 10% населения ГМ и от 2% населения маленьких НП являются потенциальными поклонниками творчества этого артиста. Общая статистика (при численности населения стран СНГ – 277 млн. человек) показывает потенциальную аудиторию в размере от 16 млн. до 28 млн. человек в русскоязычных странах. В теории это показатель среднестатистического артиста музыкального лейбла BlackStar, но мы ещё не учли множество нюансов. Взяв в учёт труды гениальнейшего маркетолога Филиппа Котлера, мы вычисляем по методике среднестатистической конверсии приблизительно от 150 тыс. до 300 тыс. потенциальных поклонников творчества данного артиста в странах СНГ на момент проведения полномасштабной PR-кампании с привлечением всех возможных медиа-ресурсов и посевных точек. На подобную работу уйдёт не менее трёх лет. А с учётом того, что за первый год необходимо захватить не менее 5% от конечного результата (ибо рост спроса всегда идёт экспоненциально при регулярной работе пиар-службы), можно составить следующую таблицу реально достижимых целей для медиаплана (именно эти вычисления побудили во мне желание работать с данным проектом):
• За первый этап взят отрезок работы в 12 месяцев;
• За полный цикл взят отрезок работы в 36 месяцев;
• За аудиторию взято общее количество потенциальных слушателей;
• За ключевую ЦА взято потенциальное количество посетителей сольного концерта.
Промежуточные цели не берут в расчёт резкий буст от возможных участий в крупных телевизионных проектах или других вероятных масштабных событиях, поэтому они составлены условно и без учёта погрешностей. Но это уже целевые ориентиры для начала работы над нашим медиа-планом, чем мы, собственно, сейчас и займёмся. Ты уже знаешь основные элементы продвижения артиста из учебного материала «Основы музыкального бизнеса», поэтому приступим.
Главный нюанс, который я рассматриваю, связан с ротациями песни на радио. Усложняющий фактор заключается в том, что артист ранее нигде не ротировался и в сети о нём пока не знают, следовательно, его с меньшей охотой будут брать любые радиостанции. В таком случае возникает вопрос, как попасть в ротацию неизвестному артисту? Делаем следующее: в первой линии интеграции продукта на медиа-рынок встают небольшие региональные станции, а также интернет-ресурсы. После первичных посевов мы собираем результат и повторяем эти действия до посинения. Результаты обычно заставляют себя ждать долго, поэтому важно запастись терпением. В это же время мы размещаем песню на тестирование на топхите. С этим замечательным порталом можно работать, но важно понимать, для чего это нужно. Как именно с ним работать, я обязательно объясню в одной из моих будущих статей, сейчас только обозначу наиболее существенные положения. Получив рейтинг и оплатив размещение, можно заинтересовать многие региональные радиостанции предлагаемой песней и часть из них возьмут её в ротацию. Только подобные ротации я называю просто присутствием, ибо индекс ротируемости у песни вряд ли будет высоким, поэтому нашим следующим действием становится работа с теми радиостанциями, которые прослушали эту песню и взяли её к себе в плейлист. Нужно договориться с лицами, принимающими решение (ЛПР, всё как в продажах) о более частом использовании твоего материала. Делать это можно даже по почте или по телефону. Таким образом, выполнив эти два пункта, мы получаем уже рейтинговую ротацию песни на некоторых радиостанциях. Имея рейтинг и определённое количество ротаций, мы уже смело можем обращаться к более крупным представителям радиорынка. Сегодня вопросами рассылок материала на радио занимаются выпускающие лейблы. Фактически процесс интеграции аудио продукта на радио, в случае с неизвестным артистом, может занять от 2-3 месяцев работы до нескольких лет. Но это не страшно, это даже не всегда нужно! И я совсем не удивлюсь, если через несколько лет радиостанции уже не будут столь мощным инструментом продвижения музыки, ибо уже сейчас многие радиостанции начинают ориентироваться на популярность песни в интернете для принятия решения о её ротации.
Сразу хочу обозначить пару проблемных моментов непосредственно представленной песни, дабы ты мог избежать подобных нюансов. Фраза #моядеткаогонь является молодёжной и сленговой. Например, сочинская радиостанция Макс FM не взяла эту песню в ротацию исключительно из-за этих слов в песне, ибо аудитория у них 35 лет и продюсер не допустил этого, несмотря на то, что музыкальная редакция предварительно одобрила песню в ротацию, и она полностью подходила их формату. Ещё один минус заключается в ломанном ритме композиции, это ограничивает количество попаданий на радио для нового артиста в 2016 году! Лучше всего заходить с танцевальным произведением на прямую бочку, ибо на подобное в наших странах имеется самое большое количество эфирных точек и форматов радиостанций. Теперь перейдём к другому методу распространения песни.
Вторым элементом продвижения песни должны стать информационные поводы, они могут быть выдуманными или накрученными, это не имеет абсолютно никакого значения. Нужно договариваться об интервью, статьях в прессе, публикациях в СМИ, гостевых эфирах и прочих подобных событиях. Если стратегия позиционирования позволяет, не упускайте возможность организовать скандалы с другими представителями шоу-рынка, даже не самыми крупными, от этого пойдёт неплохой резонанс. Все эти действия должны происходить параллельно первому элементу. Тут уже можно подключить небольшие телеканалы и инструменты блогинга, даже в случае отсутствия видеоклипа. О крупных, конечно, пока думать рано, но Москва тоже не сразу построилась. Посев и интеграция должны быть полномасштабными и никак иначе. Только так можно добиться поставленных целей.
В самоучителе «Основы музыкального бизнеса» есть небольшое описание того, как можно использовать стрит-тим с целью первичного продвижения материала. Сейчас мы слегка углубимся в данный вопрос. Во-первых, собери вокруг себя группу людей, которые готовы помочь тебе в распространении твоего материала, как бы банально это ни звучало, они дадут тебе мощную пиар-силу на первых этапах. Пусть они делают репосты премьер в соц. сетях, подсаживают своих друзей на твою музыку и т.д. Они же могут потратить каких-то 15 рублей, чтобы купить твою песню в айтюнсе, дабы поднять её рейтинг. Они могут активно крутить эту песню у себя на работе, на учёбе и т.д. Помимо этого, у кого-то из них могут быть какие-либо возможности посодействовать, о которых ты не догадывался, а я забыл упомянуть. Во-вторых, не забывай периодически организовывать фан-встречи, нельзя терять ни человека из своей аудитории на первых порах работы. Тем более они дадут буст результатов для твоей стрит-тим в связи с увеличением их заинтересованности и инициативности.
Параллельно первым трём элементам необходимо производить ещё несколько действий, и вот одно из них. Делаем посев песни в популярных сообществах, отправляем песню в музыкальные издательства и покупаем размещения в других тематических популярных ресурсах рунета. С музыкальным издательством, которое подпишет представленную песню, тоже нужно работать. Необходимо договариваться о максимальных возможностях участия композиции в их подборках, мероприятиях и прочем.
И, наконец, пятый элемент в стратегии продвижения песни нового исполнителя – участие в сборных концертных мероприятиях. В этот список попадают официальные ивенты различных СМИ, городские и районные мероприятия, благотворительные концерты и т.д. Можно найти одну небольшую резиденцию на месяц, где артист будет ежедневно по вечерам давать свои выступления, привлекая аудиторию. Подобные резиденции можно периодически менять, пока не будет достигнут определенный уровень артиста (не только в плане продаж).
Итого получается схема работы над первым релизом нового артиста. В течение 3х месяцев данный порядок действий даст свои плоды, у артиста появятся первые слушатели, а первичная фан-база будет не менее чем удвоена. Что делать с этим дальше, я расскажу в последующих статьях, а пока ты можешь подписаться на группу Weel Вконтакте, подписаться на мою группу Вконтакте и приобрести книгу «Основы музыкального бизнеса». Не забывай, что недавно у меня появился инстаграмм, и я буду счастлив тебя видеть у себя в подписчиках. Вы держитесь тут, всего доброго и хорошего Вам настроения.
11 комментариев