С чего начать молодому артисту?

Статья обновлена 16 октября 2023

Салют! В первой статье на сайте я затрону наиболее важный вопрос, который необходимо решить на первых этапах творческого пути любого артиста. Ответ на этот вопрос я дам сразу, затем разберу этот момент во всех возможных подробностях. Начинающему артисту музыкального жанра необходимо в первую очередь собрать вокруг себя команду единомышленников с профессиональным опытом и знанием своего дела. А теперь разберём, что именно необходимо учитывать в выборе команды.

team

Всем, знакомым с книгой Основы музыкального бизнеса, схема и принцип работы над продвижением артиста должны быть уже известны. Исходя из этого, мы понимаем, что в первую очередь артисту нужно проработать свой имидж и отточить свои сильные стороны. Наверняка у тебя есть друг-дизайнер, он может быть студентом, любителем или просто красивой девушкой, разбирающейся в моде. Совместными усилиями вам будет нужно разработать свою индивидуальную «фишку», которая не обязательно должна сразу бросаться в глаза. Возможно, такая фишка в тебе уже есть. Но только не надо говорить, что «я и так уникален» или «мои песни — это моя индивидуальность», ну или прочий подобный бред. Все мы уникальны, мы же высшая ступень эволюции. Важно выделить характерную отличительную черту. Кстати, она не обязательно должна быть именно в образе, может быть, тебе удастся найти что-то особенное в модели своего поведения. Если у тебя есть референс какого-либо западного артиста, на которого ты ориентируешься, твоя команда должна помочь тебе его грамотно реализовать и представить в новом, переработанном виде. Как говорит один знакомый мне аранжировщик-звукорежиссёр, Андрей Генчев: «собираем уникальность методом компиляции». А продюсер Алексей Тихонов, переехавший недавно работать в Калифорнию, при этом добавил бы: «ориентироваться нужно на западный рынок, ибо рано или поздно все эти тенденции перехватывает и российский рынок, хоть и с большим запозданием». Будьте первыми. Это основные ориентиры касаемо образа и модели поведения. Шагаем дальше.

malevocal

Под фразой «отточить свои сильные стороны» я подразумевал в первую очередь вокальные навыки. Если же ты представитель хип-хоп культуры (единственный музыкальный жанр, где вокальные навыки не имеют приоритетной важности), то под этой фразой имеется ввиду техника речитатива. В первом случае, при наличии финансовых возможностей, тебе нужны индивидуальные занятия по развитию вокальных навыков. Групповые занятия тебе в этом никак не помогут, ибо тут нужен специалист, который будет раскрывать непосредственно твои данные. Если финансовых возможностей нет, то ищи статьи, видео-уроки и прочий учебный материал, но такой метод работы займёт в разы больше времени. Если у тебя ограниченный октавный диапазон, то ты должен максимально комфортно чувствовать себя в нём. Ты должен владеть каждой нотой и полутонами в своём диапазоне. В идеале научиться красиво выдавать фальцет и низы, ибо на выходе с такими бэк-подложками будет играть максимально объёмный звук. Более того, заниматься с педагогом по вокалу необходимо на любом этапе и на любом уровне артиста. Я очень надеюсь, что нет необходимости объяснять причины сего утверждения. Педагога нужно выбирать очень аккуратно, убедитесь, что этот человек умеет находить сильные стороны твоего вокала и сможет его грамотно раскрыть. Если же ты рэпер, тебе нужно оттачивать мастерство своей «читки». Оно представляет собой умение менять темп, делать акцентирующие паузы, менять тон, эмоции в голосе и прочие фишки. В наше время хип-хоп материал никого не удивит монотонным рассказом стихов на ломанный дешёвый ритм, каким бы грамотным не был текст трека. Этому, к сожалению, в нашей стране никто не научит, нужно брать пример и оттачивать своё мастерство самостоятельно. Могу выделить несколько хороших примеров для ориентира: Oxxxymiron, Каста, MiyaGi & Эндшпиль. Попробуй по началу писать тексты на конкретные референсы этих исполнителей, только не выпускай такой материал, делай это для саморазвития. И последнее, не менее важное, тебе нужен постановщик шоу-программ (не всегда, конечно, но было бы не плохо). Сделай свои выступления интересными, работай с публикой, походи на занятия по актерскому мастерству и сценическому поведению. Тебя должны полюбить за 5 минут твоего выступления на сцене, особенно, если зритель тебя до этого не знал. И помни: правильное пение по нотам и интересное пение для слушателя — это две разные вещи! Они далеко не всегда сочетаются друг с другом. Будем считать, что с командой на предварительную и подготовительную работу мы разобрались. Теперь разберём команду по работе над материалом.

femalevocal

В первую очередь нам нужны автор, аранжировщик и звукорежиссёр. Надеюсь, нет необходимости разжёвывать, что это за чудо-слова такие. Конечно, если ты сам пишешь свои тексты, автор тебе не нужен. Но тебе нужно много читать художественной литературы, чтобы расширять свой словарный запас и улучшать владение словом. Необходимо научиться различным литературным приёмам и уметь применять их в своих стихах. Хороший автор умеет писать песни таким образом, чтобы в строках математически пропорционально распределялось количество слогов. Таким образом можно интересно воспроизводить голосовую мелодию и выстраивать игривый ритмический рисунок. Эти техники помогают авторам выстраивать запоминающиеся песни. При выборе автора, не обращайте внимания на то, каким звёздам он писал тексты, это не имеет никакого отношения к конечному результату. Попроси автора показать тебе свои работы, которые он делал именно неизвестным исполнителям. Это единственный показатель его текущей компетентности. Следующий персонаж у нас — аранжировщик. Этот чудо-человек должен, как минимум, играть на паре музыкальных инструментов (например, клавиши и гитара). Будет не плохо, если в своём портфолио у него есть продукт, который успешно попадал в топ-чарты, был номинирован на уважаемые премии или ротировался на радио. И в заключение нам нужен звукорежиссёр с прямыми руками и музыкальным слухом, который может выстроить вокал по нотам, убрать фальшь в пении, да и вообще умеет профессионально крутить рычажки и нажимать на кнопочки в студии. Допустим, ты нашёл хорошую команду по звуку, но в мире музыкального бизнеса материал подразумевает ещё и наличие видеопродукции. Так что двигаемся дальше.

soundwave

Изучи внимательно форматы и технические требования к видеофайлам, которые требуют телеканалы, если стремишься туда попасть. Самый главный человек, который тебе нужен в работе над видеоклипами, это режиссёр. Он должен быть очень творческим и странным человеком, как бы абсурдно это ни звучало. При первом же знакомстве с материалом у него в голове должна возникнуть куча безумных идей, и, самое главное, он должен уметь их реализовывать. Попроси его показать свои работы, оцени качество картинки и концептуальную составляющую. В идеале у него должна быть своя команда гримёров, световиков, операторов, монтажёров и других работяг. О том, что нужно для того, чтобы клип стал успешным, я писал в одной из моих статей, также подобная глава есть в учебнике «Основы музыкального бизнеса». Ознакомься с этим материалом, если ты этого ещё не сделал. Если у команды режиссёра есть собственное оборудование, это сократит твои расходы, так что обращай на это внимание. Дружи с этими ребятами, чтобы получать скидки, так как за их услугами ты будешь обращаться не так часто, как за услугами команды по звуку. Води их в кино, кафе и прочие места, чтобы поддерживать хорошие отношения. Накорми их обязательно, все любят, когда их кормят. Теперь у тебя есть готовый продукт и налаженная работа с командами, которые тебе помогают стать успешным. Погнали к следующим персонажам.

video

Материал (да и самого артиста) нужно продвигать, и тут на помощь приходят маркетологи. Эти замечательные ребята обычно состоят из старшего маркетолога / директора (составляет план, следит за его выполнением и управляет остальными неуправляемыми ребятами), копирайтера и пресс-аташе (PR-агенты), контент-менеджера и таргетолога (SMM специалисты), менеджера по рекламе (покупает платные размещения в тематических сообществах, у блогеров, на баннерах, в метро и прочих рекламных площадках) и SEO-специалиста (продвигает ключевые слова в поисковиках). Самые главные качества этих ребят это: опыт, связи, харизма, наглость и хитрожопость. Попроси продвиженцев показать тебе, с какими артистами они работали, как долго, что именно было ими сделано, и как это повлияло на гонорар и спрос на артиста. Как бы странно это ни звучало, известность их клиентов тут не всегда показатель. Показателем в их случае является именно результат за период времени. Неизвестный артист, которого маркетологи сделали узнаваемым, для меня является намного более результативным кейсом, чем популярный артист, который заказал у маркетолога промо-акцию. Удовольствие это, конечно, финансово затратное, но их найм – это единственный способ добиться результатов на музыкальном рынке. К тому же хорошие маркетологи за пару лет смогут добиться окупаемости твоих затрат, даже если ты начинающий артист (при условии, что ты регулярно выпускаешь и продвигаешь новый материал). Так что, если средств на продвижение ты не найдёшь, ничего у тебя не будет, и о профессиональной музыкальной карьере можно даже не мечтать. О том, как музыканту найти инвестиции, написано в одноимённой статье на этом сайте. Спроси маркетологов, в каких областях они компетентны и какой они могут гарантировать тебе результат. Они должны уметь оценить это по факту ознакомления с твоим продвинутым материалом или по факту проведения тестовых работ. Единственное, чего не может гарантировать даже топовый продюсер – это то, что ты станешь суперзвездой. Пиарщики должны уметь работать с радиостанциями и телеканалами (ты же хочешь попасть в ротацию и приезжать к ним на эфиры), придумывать инфоповоды, осуществлять взаимодействия со СМИ, создавать контент для социальных сетей и сайтов, а также осуществлять целевой посев материала в сети. SMMщики должны уметь находить и удерживать твою аудиторию в соцсетях. Пусть все они после проведения smm-активности засовывают тебя в разогревы к известным исполнителям твоего жанра, на городские и районные концерты и т.д. Только если твои персонажи в состоянии обеспечить все эти пункты, есть смысл начать с ними работать. Реальная эффективность этих бегунков и умников станет понятна за 2-3 месяца работы, не стоит ожидать, что за 2-3 недели ты и твой продукт будете везде. Посев налажен, теперь летим к главной цели.

pr

Как только ты подобрал себе команду маркетологов (или одного грамотного), тебе нужен концертный директор (или, скромно, букинг-менеджер). У него должен быть опыт холодных продаж. Не ищи известных концертников, от них не всегда есть толк, ибо они привыкли работать на входящих звонках, не поднимая своей задницы с кресла своего авто или дивана. Бери работать того, кто умеет зарабатывать на процентной ставке и оплате по факту выполненных работ. Пусть впаривает твои выступления и помогает пиарщикам впихивать тебя на городские праздники и разогревы. Он сразу запросит у твоих пиарщиков промо-материал, пресс-релиз и презентацию в формате pdf. Пусть разместит тебя или твою группу во всех базах артистов, event-базах и прочих ресурсах и начнет зарабатывать тебе денег. Поначалу это будут небольшие бары, корпоративы, закрытые мероприятия. Часто это будут бесплатные выступления в массовых мероприятиях. И, если все твои команды подобраны правильно, очень скоро ты начнёшь собирать плоды.

sales

О выборе продюсера я расскажу в следующей статье и приведу интересные примеры. Книга «Основы музыкального бизнеса» доступна по ссылке, рекомендую ознакомиться с этим учебным материалом. Подписывайся на мою группу Вконтакте.

komanda

2 комментария

Оставить комментарий