Этапы продвижения артиста с нуля

Музыкальная индустрия – это такая же экономическая единица, как и любой другой вид бизнеса. Ключевым товаром этого рынка является творческий продукт, а информационный охват сферы даёт фору любой конкуренции. Поэтому я всегда рассматриваю шоу-индустрию с точки зрения классической бизнес-модели. Каждый успешный бизнес обычно проходит несколько базовых этапов: планирование, запуск, рост и становление, аналогичный процесс проходят и артисты. При этом далеко не каждый прибыльный бизнес становится популярным брендом, ибо этот фактор зависит исключительно от ниши и конкурентоспособности продукта, предлагаемого компанией. Точно так же и у нас существуют известные артисты без единого громкого хита, при этом имеющие достойный заработок и пачку верных поклонников. Связано это с тем, что в условиях отсутствия уникального продукта, они смогли правильно выстроить все бизнес-процессы, не допустив при этом фатальных ошибок. В этой статье я расскажу о важнейших этапах первых маркетинговых шагов в продвижении артиста с нуля до его публичного становления, вне зависимости от наличия «большого хита».


Человечество успешно прошло свой путь на вершину современной эволюционной цепи, потому что мы научились выращивать еду, охотиться с оружием, готовить на огне, строить жилища и многому другому. То есть человек смог опередить всех своих конкурентов в развитии, потому что он научился планировать выполнение долгосрочных задач. Следовательно, игнорировать планирование своих действий на пути к цели – равнозначно игнорированию эволюции. Любой бизнес-план начинается с анализа рынка и потенциальной целевой аудитории. В нашем случае необходимо прощупать целевые группы таких людей, которые наиболее часто реагируют положительной активностью на музыку артиста. Обычно для этого мы используем банальный посев аудио в активных сообществах с дальнейшим сбором аудитории, проявившей реакцию (лайк, добавление и тд), и последующим анализом её демографических зон и категорий интересов. Подробнее об этом можно узнать в статье Как определить целевую аудиторию своей музыки.


Исходя из портрета интересов потенциальных слушателей, в маркетинговом плане учитывается формат тех площадок, где обитает потенциальная аудитория, и чем она увлекается. На основании масштабов этой аудитории определяются объёмы необходимых работ, и в зависимости от бюджета этот процесс растягивается либо ускоряется в календарном плане. Понимая увлечения своих потенциальных слушателей, можно прогнозировать, какие информационные поводы каким образом повлияют на формирование общественных и групповых мнений. Этот вопрос можно подробно изучить в статьях Как создать и внедрить инфоповод в СМИ и Методики управления целевой аудиторией. Перед началом активных рекламных работ важно точно определить наиболее эффективные инструменты и площадки для распространения материала и привлечения аудитории. О ценообразовании расходов на все эти механизмы можно узнать в статье Сколько стоит продвижение артиста. Далее важно определить объёмы и формат регулярной маркетинговой активности (контент-менеджмент, smm-поддержка и тд) и ключевых промо-акций (премьеры синглов и альбомов, выступления, презентации, инфоповоды и тд). Например, еженедельно мы хотим охватывать более 300тыс человек в ВК, более 100тыс человек в Facebook и более 100тыс человек в Instagram. Таким образом, мы хотим охватывать более 2млн человек ежемесячно. Помимо этого мы хотим выпускать новые премьеры каждые 2 месяца и охватывать более 10млн человек за первую неделю жизни каждого релиза. В эти три предложения уместился весь последовательный промо-план, который необходимо передать маркетологу для работы в интернете.


При ограниченных бюджетах рекомендую в первую очередь сосредоточиться на распространении материала (посевы синглов, нативные интеграции и тд) и уже после определённого времени переходить к привлечению аудитории. Это простая логика: чем больше людей сначала услышит или увидит твой материал, тем больше людей станут твоими поклонниками и подписчиками во время проведения рекламных работ. В итоге один и тот же вложенный в рекламу рубль отработает более эффективно, если предварительно спарсить больше точечно собранной аудитории. О том, как мы это делаем подробно описано в статье Как раскрутить музыку в соц сетях. Рекомендую заниматься распространением материала и привлечением заинтересовавшейся публики на регулярной основе. Такие процессы обычно набирают активность, как снежный ком, если заниматься посевами и таргетированной рекламой непрерывно. Даже небольшие объёмы работы обычно не заставляют ждать результат слишком долго.

Артист имеет вес только тогда, когда у него есть поклонники! Сегодня, если ты отправишь свою песню на радио или свой клип на телеканал, редактор в первую очередь посмотрит на твою цитируемость в интернете и на активность в твоих социальных сетях. Поэтому я не вижу большого смысла в попытках работы с паблисити и прочими имиджевыми площадками прежде, чем у артиста сформируется первичная фан-база. Важно заметить, что фан-клуб, в свою очередь, может стать внушительной движущей силой при работе с общественностью и классическими формами СМИ. В определённый момент аудитория станет вполне себе ощутима и даже осязаема, именно в этот момент артиста можно превращать в бренд и начинать его потихоньку монетизировать.


Маркетинг – это всего лишь один из многочисленных бизнес-процессов, но далеко не единственная важная структура в бизнесе. Поэтому прежде чем приступать к маркетингу, настоятельно рекомендую подготовить материал (песни, фото, видео), предварительно утвердить своё позиционирование (образ, имидж, модель поведения) и подготовить всё необходимое к работе. Разобраться с этим тебе поможет статья Как устроен музыкальный бизнес. Добавлю, что дистрибьюторы выплачивают артистам авансы! Но не всем, об этом я подробно расскажу в следующей статье. Им важно понимать, что у артиста достаточно аудитории, чтобы за срок действия договора этот аванс окупился. Аванс по лицензионному договору выплачивается в счёт будущих роялти, соответственно, размер этой выплаты удерживается в дальнейшем до полной окупаемости доли артиста. Например, лейбл тебе выплатил 150тыс рублей за сингл, и твоя доля роялти составляет 60%, а релиз ежеквартально приносит доход в размере 50тыс рублей. В таком случае ближайшие роялти ты начнёшь получать через 5 кварталов, когда твои 60% составят 150тыс рублей. Однако в странах СНГ сегодня основной заработок артистов зачастую складывается из выступлений и продаж рекламы (в основном product placement). Напоминаю, что монетизация шоу-бренда возможна исключительно в случае его известности, поэтому перепрыгнуть сразу сюда, минуя несколько ключевых этапов, как по волшебству, к сожалению, не получится.


Данная статья была написана ввиду устаревания информации большинства статей из серии Продвижение артистов с нуля. Как и раньше, я предлагаю бесплатные консультации для всех, чей материал мне понравится. Для этого необходимо отправить своё творчество на почту demo@shagor.ru и дождаться ответа. В случае срочной необходимости есть возможность заказать консультацию вне очереди. Если статей на сайте тебе уже недостаточно, приобретай курс «Основы музыкального бизнеса». Не забудь подписаться на мою группу в ВК, ибо там я периодически выхожу в прямой эфир и отвечаю на вопросы. Подпишись на этот сайт и получай новые статьи раньше других!